К 100-летию областного историко-краеведческого музея
…Первые посетители пришли в наш музей в 1920 году. В это непростое время, когда по всей стране бушевали разруха и голод, по инициативе заведующего отделом народого образования при уездном ревкоме А.А.Прохожаева и заведующего подотделом внешкольного образования А.Н.Чеботарева был открыт Кокчетавский музей наглядных пособий. Позже он обрел статус Уездного музея. В нем были представлены экспонаты, изъятые местными чекистами у царских офицеров. Среди них: собрания экзотических предметов восточных культур Китая и Японии, коллекции старинного оружия XVI—XIX веков, воинское снаряжение, археологические находки… Первым заведующим музеем стал подлинный энтузиаст, краевед, археолог Иван Степанович Хохлов, автор книг: «География Оренбургской губернии», «Поездка по Аральскому морю» и др.
Музей поначалу располагался в одной из комнат уездного отделения народного образования, куда ежедневно обращалось большое количество посетителей из окрестных и отдаленных аулов и сел, и каждый из них изъявлял желание посмотреть на диковинные предметы, представленные в нем. В 1924 году под руководством И.С.Хохлова при музее создается «Клуб краеведов», фонд музея стал пополняться за счет личных коллекций собирателей — жителей города.
За вековой период существования музей неоднократно менял свой адрес. Так, в 1926 году он переезжает из здания УОНО в отдельно выделенное помещение -четырехкомнатный дом по улице Советской, 89 (ныне улица М.Ауэзова). С января 1945 года, в связи с образованием в 1944 году Кокчетавской области и придания Кокчетаву статуса областного центра, районный музей стал областным историко-краеведческим музеем. Ему предоставили здание бывшей мечети по ул. Урицкого (ныне ул. Е. Ауельбекова).
В 1974 году музей вновь изменил свой адрес. Он был переведен в большое здание по улице Калинина, 35. В этом здании музей находится и сегодня.
Здание музея 1904 года постройки — памятник истории и архитектуры, находится под охраной государства. На момент открытия музея наглядных пособий г. Кокчетава в 1920 году количество экспонатов составляло 130 единиц. На сегодняшний день в фондах Акмолинского областного историко-краеведческого музея более 83000 экспонатов.
На пороге своего 100-летия наш музей разработал большой цикл юбилейных мероприятий, среди которых запланированы газетные публикации о самых интересных экспонатах из фондов музея.
Сегодня, уважаемый читатель, мы расскажем вам об одном из самых раритетных экспонатов нашего музея — старинном шлеме под названием «пикельхельм».
Судя по историческим сведениям, «пикельхельм», «пикельх-аубе» (нем.- Pickelhaube) — это шлем с пикой, остроконечный кожаный шлем, носившийся в XIX и XX веках военнослужащими русских, германских и английских вооруженных сил, пожарными и полицейскими. Хранящийся в музее вариант — баварский, изготовлен приблизительно в 1887 году.
История возникновения пикельхельма обросла легендами и невероятными сказаниями. Одна из версий такова: в 1837 году, в Санкт-Петербург с дружеским визитом прибыл кронпринц Карпа Прусского (младшего брата Фридриха Вильгельма IV) Вильгельм Прусский. Николай I устроил для высокого гостя парад воспитанников элитарного учебного заведения — Его Императорского Величества пажеского корпуса. Пажеский корпус — элитарное учебное заведение, дающее своим воспитанникам первоклассное военное образование, достойное придворной и (в будущем) гвардейской службы. Именно выпускники корпуса к началу XX века составляли костяк офицерства гвардейских частей и генералитета, а также высшей государственной бюрократии.
«Русские каски» на головах воспитанников пажеского корпуса вызвали восторг Вильгельма Прусского. В знак уважения к гостю Николай I подарил ему первый вариант необычного шлема, автором которого был сам император Николай I и придворный живописец, генерал-майор свиты Его Императорского Величества Лев Иванович Киль. Новый шлем в своей основе имел кирасирскую каску, с которой был снят гребень с волосяным плюмажем (украшение из конского волоса), а вместо него на тулье был установлен шпиль в виде пылающей гренады. В таком виде ее силуэт стал напоминать форму шлема средневекового русского воина. И неслучайно, ведь прообразом для «русской каски» послужили древнерусские шлемы-шишаки.
Новые каски отлично совмещали в себе легкость и надежность. Основа из очень прочной помповой кожи позволяла не только наладить массовое производство новой каски, но и сделала ее достаточно легкой. В то же время металлические элементы отлично защищали голову бойцов от сабельных ударов. Но огромная численность русской армии и связанные с этим колоссальные затраты задержали реформу в России на три года. А в это время кронпринц, вернувшись на родину после визита в Россию, задумал провести реформу и одеть в «русские каски» прусскую армию. Но «каски русского образца» не произвели на практичного монарха Вильгельма III должного впечатления, а реформу он посчитал слишком дорогостоящей и ненужной.
Дальше события развивались таким образом: в 1840 году Вильгельм III умирает, и к власти приходит его старший сын Фридрих Вильгельм IV, он своим указом от 23 октября 1842 года ввел пикельхельм для большей части прусской армии. Пикельхельм быстро распространяется среди других немецких государств. Со временем эти шлемы, уже получившие известность как пикельхельмы, становятся основой для создания единых пехотных шлемов по всему миру.
Модное веяние пикельхельмов можно наблюдать и в британских полицейских касках, используемых и по сей день.
В течение Первой мировой войны было обнаружено, что пикельхельмы хороши лишь на парадах и в мелких войнах, но не отвечают требованиям окопной войны. Боевые действия показали, что каска оказалась крайне непрактичной в боевой обстановке. Кожа после неоднократного намокания под дождем и последующего высыхания под солнцем сжималась, коробилась, из-за чего каска уменьшалась в диаметре и еле налезала на голову солдат. Кожаные тульи каски фактически не защищали от осколков снарядов и шрапнели, а металлические части на шлемах отлично привлекали снайперов. Кроме того, шип зачастую торчал из окопа, указывая местоположение обладателя шлема, на который собиралось множество грязи, и передвижение в плотной растительности становилось весьма затруднительным. В связи с этим в 1915 году было принято решение снабдить каждого солдата специальным чехлом, а металлические шишаки начали делать съемными. По сути, пикельхельмы лишились своего единственного преимущества — отличного дизайна. Вполне возможно, что именно поэтому «русские каски» в самой России сравнительно быстро вышли из употребления. Так, еще в 1856 году они были отменены в пехотных частях, а к концу XIX века убраны и из парадной формы гвардейцев.
Легендарный пикельхельм и сейчас продается по всей Германии в качестве сувенира.
Галина КРЕНДЕЛЕВА,
научный сотрудник отдела современной истории АОИКМ.