Все-таки народ у нас удивительный! Читает мулла молитву на поминальном обеде, дает аксакал бата… и все сидящие за столом, опустив глаза, держат руки так, как подобает правоверному мусульманину. А среди них, конечно, люди разных национальностей и вероисповеданий.
— Как-то вечерами тревожно, уснуть долго не могу. Ты в этих случаях святую воду пьешь, дай и я попробую. Может быть, и мне поможет, — обращается пожилая казашка к своей православной соседке.
Думается, что эти и многие иные подобные примеры вовсе не свидетельствуют об «измене» вере своих предков. Скорее, о взаимном уважении, о понимании того, что Бог как высшее существо един, что ни один истинно верующий человек не пожелает зла ближнему своему — ни «эллину, ни иудею».
Нельзя не обратить внимание на то, что с каждым годом в православные храмы за освященной водой в праздник Крещения Господня все чаще приходят не только славяне. А как многолика очередь у крещенской купели, символизирующей Иордан — реку, где принял обряд крещения Иисус Христос… Да и среди желающих окунуться людей, чьи предки из поколения в поколение были христианами, тоже далеко не все верующие, а тем более воцерквленные.
Что движет людьми? Наверное, у разных людей и мотивы разные. Кто-то хочет испытать себя: «Я это сделал!», «Если смог окунуться в ледяную воду, то смогу и … проблему решить». Кто-то — просто за компанию… Не возбраняется. Но при этом все-таки надо знать и помнить, что истинно верующим людям, погружающимся в купель с молитвой, вспышки фотоаппаратов, шутки, смех восторженный совсем ник чему. Здесь это совсем неуместно, а для кого-то вовсе кощунственно. Как известно, «в чужой монастырь со своим уставом…».
Так что вести себя нужно подобающим образом. А для этого надо знать о сути этого великого для всех православных христиан праздника — Крещения Господня. Иначе его называют Богоявлением. Как говорит Евангелие, в этот день Бог явил Себя явственно миру в трех лицах Своего Божества. Крещение Господне происходило так: Господь пришел на реку Иордан, где Иоанн Креститель, призывавший к покаянию, крестил каявшийся народ, и тоже крестился в водах реки. Ему, безгрешному, не нужно было крещение для очищения грехов и покаяния, но, участвуя в нем, тем самым он освятил это Таинство. С той поры крещенская вода обладает целительной, очищающей силой. Да и само слово «крещаю», «крещу» в переводе с греческого означает «погружаю в воду». Причем, погружение в купель, символизирующую Иордан, отнюдь не является главной составляющей праздника.
Празднование Крещения начинается накануне вечером, 18 января. В этот вечер люди проводят Крещенский сочельник. Весь день верующие постятся и лишь с вечерней зарей садятся ужинать. Люди идут в храмы, участвуют в торжественном богослужении, Крестном ходе. В этот день верующие стремятся исповедоваться и причаститься, чтобы принять Божественную благодать омовения с чистой душой.
Окунание в прорубь отнюдь не является главной и обязательной составляющей праздника, не предписывается церковным уставом и не является обязательным, а самое главное — не очищает человека от грехов, как многие думают. Церковь напоминает: чтобы получить прощение, необходимо искренне раскаяться и исповедаться.
Но, возможно, для кого-то окунуться в крещенскую освященную прорубь -первый шаг к тому, чтобы стать чище в помыслах и делах, преодолеть лень телесную и душевную…
Нина МИТЧИНОВА.