Ученый, философ, просветитель

1150-летие Аль-Фараби
«Судьба обрушила на него весь запас радостей и испытаний, полагавшихся интеллигенту того времени. Он знал милости, но чаще жестокости владык, он любил дочь наместника халифа и беседовал с выдающимися учеными и поэтами, он скрывался от преследований в каменистой степи, в черной низкой палатке бедуина и бросался со словами примирения в самое пекло схваток религиозных фанатиков, он создал книгу о Добродетельном городе и мечтал о справедливости...».

Такой образ великого аль-Фараби сложился у знаменитого литературного критика Николая Раменского — исследователя и искреннего поклонника творчества замечательного казахского писателя Ануара Алимжанова. Его повесть о скитаниях по мусульманскому Востоку сына кыпчакских степей Абу Насра аль-Фараби «Возвращение учителя» поставила точку в многолетних спорах ученых Ирака, Ирана, Сирии, Туркменистана, Узбекистана… об этнической принадлежности мыслителя, вошедшего в историю человечества с высоким званием «Второй учитель» (после Аристотеля).

Возвращение имени мыслителя на историческую родину произошло в начале 70-х годов прошлого столетия благодаря педагогу Акжану Машанову, философу Агыну Касымжанову, востоковеду Бободжану Гафурову и многим исследователям его творчества, ставшего достоянием всего человечества.

Сегодня уже никто не оспаривает тот факт, что родился он на казахской земле, с младых ногтей впитал в себя особенности и оседло-земледельческой культуры Средней Азии, и кочевой скотоводческой культуры центрально-казахстанских степей.

Документально установлены время и место рождения аль-Фараби. Произошло это в 870 г. в районе Отрара, позднее переименованного в Фараб, у впадения реки Арысь в Сырдарью. Сегодня — на западе нынешней Туркестанской области здесь находится Шаульдерский сельский округ Отырарского района. О том, что аль-Фараби — выходец из привилегированных слоев тюрков, бесспорно, свидетельствует слово «тархан» в составе его полного имени: Абу-Наср Мухаммад Ибн-Мухаммад Ибн-Тархан Ибн-Узлаг аль-Фараби ат-Турки.

Историками культуры так описываются особенности региона, выходцем из которого был аль-Фараби: «В нем обитали различные племена и народности (кипчаки, канглы, огузы, карлуки, согдийцы…) с разным уровнем культуры и традиций, с различными религиозными верованиями (шаманизм, зороастризм, несторианство, манихейство, буддизм). В тюркской среде получила распространение своя письменность».

Именно Отрар, находящийся на пересечении Великого шелкового пути, был культурным центром этого многоликого и многоязычного сообщества.

В VIII в. Южный Казахстан входил в состав арабского халифата, здесь стремительно распространялся ислам, создавались медресе. Рост этнического самосознания и движение покоренных народов за свою независимость подрывали власть халифа и его наместников. Арабские племенные ополчения утрачивали свое прежнее значение, на смену им приходила конная гвардия тюрков.

Достоверно известно, родился будущий философ в семье военачальника, представителя уважаемого тюркского рода. Основы научных знаний Абу Наср получил в Отраре. «Стремясь удовлетворить свои разносторонние культурные запросы, аль-Фараби покидает родные места. По одним сведениям, он ушел в юности, по другим — в возрасте около сорока лет. Аль-Фараби направляется в города, насыщенные богатой интеллектуальной жизнью. Он побывал в Бухаре, Самарканде, Багдаде, Харране, Каире, Дамаске, Алеппо и других городах Арабского халифата. Многое узнал, многое пережил и, главное, многое переосмыслил», — пишет о его жизненном пути философ Агын Касымжанов.

В пределах Арабского халифата и протекала большая часть жизни и творчества аль-Фараби. Именно там ученый-энциклопедист создал свои бессмертные произведения.

В декабре 950 г. в возрасте 80 лет аль-Фараби скончался в Дамаске. Историки озвучивают две возможные версии смерти аль-Фараби. По первой — он умер от естественных причин в Дамаске. А по второй — гибель пришла от рук грабителей во время путешествия в Аскалан. Достоверно известно, что великого ученого хоронили без участия представителей духовенства, молитву, начертанную на четырех папирусах, над могилой философа произнес правитель государства.

Его предали земле за городскими стенами Дамаска. Именно здесь в 2007 году Казахстан профинансировал строительство культурного центра, посвященного великому просветителю. Вблизи кладбища, где находится его могила, захоронены султан Бейбарс, несколько жен пророка Мухаммеда…

Казахстанский режиссер Сергей Азимов, снимающий фильм о великом земляке, посетил этот мемориальный комплекс в прошлом году. Разрушительная война в Сирии длилась уже семь лет. «Удивительно, что комплекс не требует капитального ремонта. Он расположен в старой части города, где все бомбят, но его не трогают, — делился он своими впечатлениями. — Нет ни повреждений, ни прямого попадания».

В дальнейших своих публикациях мы расскажем о творчестве ученого, об актуальности его идей. Именно так в своем Послании народу Президент страны Касым-Жомарт Токаев поручал отметить значимые для страны юбилейные даты: «В предстоящем году мы будем отмечать 1150-летие аль-Фараби и 175-летие Абая. В рамках юбилейных мероприятий нужно, не допуская расточительства, популяризировать в народе труды этих гениальных личностей».

Нина МИТЧИНОВА.

Читайте также