Эта переписка об одном (рука не поднимается написать «рядовом») эпизоде Великой Отечественной войны была напечатана в газете «Целиноградская правда» времен «Целинной эпопеи». Она охватила едва ли не всю территорию некогда необъятной страны и даже ее зарубежье, включая Германию. Имена авторов оказались вне времени, потому что рассказывали не о себе.
Наш земляк из Есильского района (в современных границах летоисчисления) Сергей Иванович Быченко последние годы жизни провел в Германии, оттуда он вел свою краеведческую страничку на сайте «Одноклассники». Среди редких географических карт по истории Приишимья разных эпох, малоизвестных архивных данных, он сохранил ксерокопию потертой временем вырезки из газеты Иркутского областного комитета комсомола «Советская молодежь» за апрель 1967 года. В ней под заголовком «Спасибо красному следопыту» корреспондент ТАСС В. Пархоменко рассказывал из города Целинограда:
«Это случилось в феврале 1942 года. Вблизи одного из сел Молодотудского района (административно- территориальная единица в составе РСФСР в 1936-1958 годы, адм. центр — село Молодой Туд) Калининской области (впоследствии — Тверская обл.) группа советских разведчиков попала во вражескую засаду. Лишь двум бойцам из тринадцати удалось вырваться из кольца — остальные погибли.
Местные жители тайком от гитлеровцев похоронили павших бойцов в лесу, в шести километрах от села. Кто эти солдаты, откуда родом, как их фамилии — об этом никто не знал.
И вот, четверть века спустя, колхозники перенесли останки воинов в деревню Урдом и захоронили в братской могиле. При этом был найден медальон с запиской. На истлевшей бумаге сотрудники Калининского архива с трудом разобрали слова: «Красноармеец Хамилжан Хамитов. Призван 2 ноября 1940 года. Адрес: Казахская ССР Акмолинская область, Есильский район, село…». Название села прочесть не удалось.
Обо всем этом рассказала в своем письме в Есильский райвоенкомат красный следопыт из Калининской области, ученица 9 класса Зина Полеткина.
Кто же герой-солдат и где его родное село? Это установить было нелегко, так как в прежних границах Есильского района сейчас размещаются еще два новых: Державинский и Жаксынский».
К сложностям следопытского поиска из прошлого века следует добавить географические и административные уточнения, череда которых продолжается и в наши дни. Например, при жизни красноармейца Хамилжана Хамитова Есильский район был громадной территорией с административным центром в селе Кийма и райвоенкоматом, призывавшим его на службу за полгода до начала Великой Отечественной. Знакомых ему сел, а тем более колхозов-совхозов, уже нет на современных картах. Нет и совхоза «Есильский», где работал заместителем директора младший брат погибшего бойца — Марат Хамитов, горячо откликнувшийся на поиск. Корреспондент крупнейшего информационного агентства В. Пархоменко на всю страну рассказал, к чему привел поиск с участием коллег из газеты-предшественницы нашей сегодняшней «Акмолинки». Во все времена — это один из редких случаев удачи:
«Письмо Зины Полеткиной было напечатано в областной газете «Целиноградская правда». Прошло несколько дней и вдруг… в редакции раздался телефонный звонок:
— С Вами говорит брат Хамилжана (правильно: Камелижана) Хамитова Марат. Я работаю заместителем директора совхоза «Есильский» Жаксынекого района. Мой старший брат Камелижан был комсомольцем, работал в Есильском райкоме комсомола, а потом — литсотрудником районной газеты. В армию уходил из своего родного села Донское (сейчас Жаксынский район), где был колхоз имени Кирова. Наш отец Хамит Бралин — старый коммунист. Много лет он был бессменным председателем колхоза. Сейчас он персональный пенсионер. У нас была большая семья — шесть братьев и три сестры. Каждый вышел на большую дорогу жизни. Передайте от всех нас большое спасибо красному следопыту из Калининской области Зине Полеткиной. Благодаря ей мы узнали подробности о подвиге нашего Камелижана».
Краеведческое движение школьников и студентов «Красные следопыты» возникло в 1960-х годах под девизом «Никто не забыт и ничто не забыто». На восстановление памяти потребовалось гораздо больше времени, чем отводилось Постановлением Совмина РСФСР от 8 сентября 1950 года «привести в благоустроенный вид братские могилы, установить обелиски и другие надмогильные знаки, изготовить прочные ограды…». Сложнее всего было в послевоенной сумятице восстановить имена павших бойцов. Как признавался руководитель районной общественной организации «Военно-исторический поисковый центр «Орел» Д. А.Жук, «поисковые отряды со всей страны ежегодно продолжают тысячами находить останки защитников нашей Родины». Большой удачей считается обнаружение посмертных медальонов с записками биографических данных, которые еще можно прочесть.
Деревня Урдом, близ которой погиб наш земляк с боевымитоварищами, до нашествия фашистов состояла из нескольких десятков дворов. А с отступлением оккупантов — была полностью сожжена, как и сотни других во всей округе. Оленинский и Молодотудский районы превратились в пустынную зону. К тому же, в регионе шли тяжелейшие бои с неисчислимыми потерями: известная из истории ВОВ Ржевско-Сычевская стратегическая наступательная операция «Марс» (25 ноября — 20 декабря 1942 года) оставила после себя землю, всхолмленную братскими могилами, израненную снарядами, перепаханную гусеницами и обильно политую кровью. В такой истории трудно жить: она — вокруг, она буквально под ногами. Вольготно только дичающим деревьям. Поселение Урдом после освобождения так и не восстановило свой довоенный уровень численности населения, а после 1997 года вообще не имеет постоянных жителей. Одно из братских захоронений с останками павших бойцов перенесено 10 мая 2014 года в Молодой Туд — крупнейшее из населенных пунктов Оленинского района Тверской области России.
Над воинскими кладбищами шефствуют местные предприятия и организации, школьники. Поисковые отряды на своих сайтах регулярно информируют о найденных бойцах, организовывают их перезахоронения с воинскими почестями, ведут переписку с родственниками погибших, сопровождают их к местам поклонения. Из переписки на сайте поисковых отрядов: «2019 год, 17 августа. Братская могила в деревне Урдом. Табличка поясняет, что ответственной за захоронение является Молодотудская администрация. Место обросло высокими елками, сразу и не разглядеть памятник. Подходишь — чисто убрано, венки, цветы»…
Один из потомков погибшего разведчика, Жанболат Хамитов, живет и работает в г. Кокшетау: «Про эту историю в нашей большой семье все знают. И я своим внукам буду рассказывать: Камелижан-ага из Жаксынского села Донское воевал под Ржевом. Благодаря следопытам знаем, где Камелижан-ага погиб. На братское захоронение родственники приезжают из разных стран. Мой братишка Канат Бралин, например, в Москве живет — чаще других здесь бывает. Патриоты продолжают помогать нам беречь память».
Григорий СПОДЕНЕЦ, собкор «АП».
Фото с сайта поисковых отрядов.