Бить — значит воспитывать?

Актуально
Запомнился сюжет, увиденный недавно по телевидению: отвечая на предложенный вопрос «Надо ли наказывать детей?», большинство собеседников утверждали однозначно: обязательно нужно наказывать! Причем взрослые с теплом и благодарностью вспоминали своих родителей за устраиваемые ими когда-то экзекуции: «Стоял в углу и анализировал свои поступки — помогало», «Благодаря отцовскому ремню я стал человеком», «Шлепок ниже пояса не помогает — подзатыльник запомнится»… И все в таком же духе.

Но все ли так однозначно? Всегда хочется верить, что дети, как в надежном убежище, могут укрыться в своей семье от стрессов и перегрузок нашего беспокойного мира. Что бы ни угрожало им вне дома, дети надеются найти защиту и поддержку в любви тех, с кем они поддерживают самые близкие отношения. Однако для многих детей желание обретения семейного покоя оказывается невыполнимым, так как их близкие являются скорее источником угрозы, чем надежности и безопасности. Как уберечь детей от насилия взрослых? Как минимизировать количество проступков, ими совершаемых? Что сделать, чтобы обиженных и униженных было меньше? Как взрослым строить свою работу с трудными подростками? Что предпринимать, когда ребенок употребляет алкоголь и наркотики? Как выстраивать отношения в семье? Этих «как» и «что» накопилось так много, что вопрос нужно уже решать не только самим родителям и педагогам, но и государству.

В рамках государственного заказа Акмолинского управления образования ОО СДОО «Жулдыз» целенаправленно работает над программой по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждению насилия в отношении детей. На первом этапе решено было провести обучающий семинар с социальными педагогами в ДОЦ «Звездный». Была разработана обширная программа с лекциями, тренингами, деловыми играми, практическими занятиями, практикумами, коучингом (программа саморазвития), большим набором игр и приемов, способствующих разностороннему развитию педагогической работы в этом направлении. Но какая же теория без практики? Полученные знания можно было закрепить, работая с большой группой детей из так называемой группы риска, они как раз приехали сюда на краткосрочный отдых.

Как и предполагалось, получилось очень полезное и нужное мероприятие. Дети в большинстве своем «открыли» социальным педагогам такой пласт проблем, о которых сидя в кабинете не узнаешь. Например, их интересовали такие вопросы: «Куда и к кому обращаться, если тебя за маленькую провинность ставят в угол, лишают сладостей, отбирают телефон?», «Чем отличается физическое наказание от морального и где их грань?», «Можно ли в колонии для несовершеннолетних курить?», «Кому рассказать о том, что тебя изнасиловали?» — перечислять можно долго и подробно. С особыми детьми — и работа особая. За пару дней многого не сделаешь, но у педагогов теперь появилось теоретическое обоснование существующих проблем, и наметились пути их решения. И помогли им в этом специалисты самого различного профиля — от правоохранителей до психологов, логопедов и прокуроров, ученых и социальных работников — лекторов и практических педагогов было на семинаре предостаточно.

Следующий этап — родители. Буквально в каждом районе решено было провести семинары-встречи с теми, кто несет прямую ответственность за воспитание детей, объяснить им суть существующих законов, подчеркнуть важность семейного воспитания, акцентируя внимание на основных моментах: как найти «ключик» к ребенку, чем заменить телесное наказание, как применять моральное поощрение и так далее. Отличительной особенностью проведенных семинаров было то, что их участниками были родители, чьи дети находятся в конфликте с Законом, имеют антипозитивный потенциал, являются для сверстников и окружающих «головной болью». Выступающих специалистов тоже подбирали тщательно: присутствующие в зале родители обычно «в курсе», как по Закону их могут наказать, но не всегда знают, как этого можно избежать. Ремнем мало чего добьешься, ребенка можно озлобить и на всю жизнь обидеть. Был анализ, обучающие игры, тренинги, беседы, ответы-вопросы, словом, задушевный и очень полезный разговор. Повторю, такие мероприятия особо плодотворно прошли в Атбасарском, Есильском, Жаксынском, Целиноградском, Шортандинском, Буландынском, Зерендинском и Егиндыкольском районах.

Наше государство выделяет огромные деньги на совершенствование системы воспитания, на профилактику правонарушений среди подростков, на борьбу с наркоманией, с детской беспризорностью, на развитие института семьи. Какие следует предпринять меры, чтобы новое поколение казахстанцев росло здоровым, что нужно знать педагогам и родителям -эти вопросы сегодня как нельзя актуальны. И над ними работают ученые, исследователи, деятели науки и образования, институты и общественные организации.

Не берусь утверждать, что благодаря этому несовершеннолетних правонарушителей сразу станет меньше, что родители утихомирятся и перестанут пить, что дети не будут убегать из дома, но вот что случаев избиения детей и издевательств над ними станет меньше — в этом я уверен!

Илез ЮРКОВ,
вице-президент ОО СДОО «Жулдыз».

Читайте также