Есть люди — проводники между прошлым и будущим, те, кто сам постарался как можно больше узнать о жизни своего рода и передает это другим. Укужан Ементаева — именно такой человек. В ее квартире на самом почетном месте портреты родителей, их добрые мудрые лица словно дают ей благословение на добрые дела. Много лет занимается она не просто сбором знаний о прошлом, талантливая мастерица еще и отображает их на сшитых ею оригинальных корпе, панно, лоскутных ковриках. На них — история страны, рода, трагедии и радости, национальные обряды. Визуальный образ настолько точен, что запоминается лучше многих рассказов. Такова сила мастерства и таланта…
Удивительно, но даже в своем доме она создала особую атмосферу. Говорят, что существуют на Земле места, куда люди совершают паломничества, а я почувствовала ее здесь, где мудрость и душевная расположенность соседствуют с ее собственными полотнами, полными любви и энергии, гордости за свой народ. У нее даже подушки из березовых листьев с родного жайляу, что тоже расположен в «месте силы» — близ известных на весь мир раскопок Ботая — колыбели древней цивилизации. Считает же, что главная сила все же в людях, гордится своими предками.
Рассказывает: «У меня все связано с моим жайляу, где я родилась — вся моя жизнь и творчество. Честно скажу: это и есть наша Мекка: именно родные люди и места дают нам силу.
Изучением родословной занялась с детства, историю семи поколений передали родители. Наш дом из шести комнат на окраине Саумалколя знали все: дедушка Шаймерден 150 лет назад открыл в нем медресе, где сельские дети изучали не только ислам, но и древнюю историю, еще в 1870 году сходил в Мекку, а тогда туда шли месяцами.
Благовоспитанными и трудолюбивыми были и мои родители, во время Великой Отечественной пятидесятилетний отец заведовал фермой, отвечал за поставку коней на фронт, и они с мамой сутками не покидали жайляу, караулили табуны, а она еще и кобыл доила, даже в послевоенное время каждое утро отсюда отправляла две фляги кумыса колхозникам. Коней у нас все любили особо, никогда на них не повышали голос, звали не иначе как «жануар» — «есть душа» значит.
Отец с матерью — люди мастеровые, отец лучшие сапоги шил всей округе, мама — тулупы, камзолы, платья, коврики на стены и на пол, кошму. Никому не отказывали, за что их очень ценили, а еще за честность и порядочность. Благодаря своему мастерству они и сами выживали, и другим помогали. Благодарные люди как-то собрались и принесли ему целый мешок чая, что выдали на паи в колхозе. Родители всю жизнь работали, не покладая рук. Помню слова мамы: благодарность людей пусть дойдет до Тенгри, а Тенгри облагодетельствует моих детей. Так и произошло, все достигли высот, каждый на своем поприще, а мама жила до 90 лет, из них последние 22 — у нас. Мой муж Маман так тепло к ней относился, что все думали — это его мать».
Укужан с мужем оба из многодетных семей, у мужа — вся семья музыкальная, отец — известный на всю округу певец, исполнял многие тогда запрещенные песни Сакена Сейфуллина, Магжана Жумабаева, Акана-серэ, Биржана сал. Сам Маман после университета стал известным журналистом, работал в областной газете.
Братья — выдающиеся музыканты, певцы, Маман даже организовал в Кокшетау домбровый оркестр, проводил айтысы акынов. Обаятельный и талантливый, он стал той большой любовью, которую Укужан ждала и за которую, как считала, можно отдать жизнь. Как и для многих казахских девушек, любовь, семья для нее были главными. Их семья достойно продолжила родословную, воспитав замечательных четверых детей.
А 25 лет назад и в ней самой проснулся особый дар к творчеству, как она признается, «запела душа»: ей захотелось отразить в образах судьбу своего народа, его трагические и радостные события. Как и в своих фантазиях, она представила их в символах. К примеру, перенесенный в 30-е годы голод, страшное для казахской земли время, когда умирали тысячи, предстали на ее полотне повернутым в землю казаном, что, по преданию, воспрещается делать — это сделал голод. А репрессии, расстрел великих людей страны, она отобразила в образе заточенного в клетке Кулагера — коня, символизирующего свободолюбивый дух народа. В ее творчестве — и протест против атомных взрывов, и борьба за свободу и независимость.
Смелость творчества этой мудрой женщины удивляла многих, а она день за днем шла вперед, изучала древние руны, вышила карты 16 первых казахских городищ и самый длинный Шелковый путь, что проходил по Казахстану. А вот невеста — стоит на перепутье двух дорог, двух цветов — прошлого и будущего, здесь и два начала: мужское — солнце, энергия,а женское — луна. И корпе с ростком на ладони, зеленью и небом, флорой и фауной, волнами океана говорит о том, как важно сохранить все это для потомков.
Язык искусства образный и проникновенный. Раньше своим рукоделием девушки писали письма, и это тоже отобразила мастерица. Красивые подснежники, вышитые ею на панно, расцвели… В послании девушки, вышедшей замуж и уехавшей из родного дома, это был знак родителям — можно ее навестить, а желтый цвет передавал ее тоску по дому. Символами полно и это творение — в космическом пространстве знак Тенгри, олицетворяющий открытие всему миру тюркской истории, настенные петроглифы древнего мира учили — делай добро… Как и сохраненные в веках изречения пророка Заратустры.
Моя собеседница улыбается: «Археология — наука точная, не добавишь, не убавишь. До юрт в древних городах строили похожие на них восьмигранные жилища с купольным перекрытием. О высочайшем искусстве мастеров края сказал и Золотой человек. Я постаралась отразить и его, и скифо-сакский звериный стиль, где барс, архар, олени — самые разные тотемы каждого племени. Сейчас пирамиды начала вышивать — это тоже хранилища духовности, мне все это очень интересно — читаю, изучаю…».
Мудрая, всегда позитивная и выдержанная, Укужан — вся в творчестве, живет богатой и интересной жизнью. Только что закончила полотно казахского Нового года: в центре льется рекой белизна, чистота, свежесть, на пороге новая жизнь — корова отелилась, лошадь ожеребилась, взлетели ввысь птицы, а их в народе считают священными — потому как они ближе к небесам, и зелени много вокруг, а значит, и счастья. «Пусть оно будет у каждого! Живите радостно и с душой, делайте людям добро — так жили предки, так жить и нам», — напутствует мастерица своим творчеством. И мы ее услышали…
Александра МЯКОТА.