Об Абылай-хане узнали на Кипре

Уходящий год известному живописцу, члену-корреспонденту Академии художеств Республики Казахстан Дулату Коспанову принес еще большую популярность. В ноябре он побывал в творческой командировке в г. Никосия — столице Кипра. Музею современного искусства данного островного государства передал восемь авторских работ. Одна из них — монументальная по колориту — в точности отображает сложный характер великого хана Абылая.

Дулат Абдрахманович, большинство Ваших полотен об исторических личностях и самобытности традиций казахского народа. Это как-то связано с Вашими корнями?

— Мой дед Коспан Жоланулы, выходец из рода атығай, был волостным управителем, участвовал в коронации императора Александра III в г. Омске. О бае Коспане есть упоминание в книге Сабита Муканова «Промелькнувший метеор». По воспоминаниям очевидцев, он был справедливым и мудрым человеком. Советской власти все свое богатство отдал добровольно. Дома, как реликвия, хранится его серебряный пояс. Отец Абдрахман Коспанулы до войны учился в интендантском училище. В звании младшего лейтенанта служил на Дальнем Востоке. Но по состоянию здоровья был комиссован. В г. Петропавловске окончил бухгалтерские курсы и всю жизнь работал по этой специальности. Мать Асима из с. Мукур — дочь образованного человека своего времени муллы Молдахмета Рамазанулы. Отличалась она знанием народного фольклора и слыла мастерицей на всю округу. Родители воспитали четырех сыновей и двух дочерей. Я, третий по счету ребенок, родился в с. Ново-Павловка СКО.

Что предшествовало Вашему приходу в живопись?

—  Восприятию красоты окружающего мира учился с детства у матери. Любил, конечно, и предмет «рисование» в школе. Судьбоносной была и срочная служба в армии. Я ее проходил в строительной части два с половиной года, начиная с весны 1967-го. Участвовал в восстановлении Ташкента после землетрясения, в возведении сооружений в приграничном с Ираном армянском городе Капан и столице Таджикистана. Нередко привлекали меня и для оформления наглядной агитации. Перед отъездом домой пророчески прозвучали слова замполита Воронцова: «Коспанов, не губи свой талант, поступай в художественный вуз!». Вернувшись, год проработал механизатором, помогал родителям. Студентом отделения живописи Алма-Атинского художественного училища им. Н. Гоголя стал в 1971 году. Так начался мой творческий путь. Преподавали нам опытные наставники — выпускники Ленинградского и Ташкентского вузов: Анатолий Толстов, Кенжебай Дюсембаев, Марис Хитахунов, Марат Жунусов. С большой благодарностью вспоминаю их.

Расскажите, пожалуйста, о поездке на Кипр.

— В Турецкой Республике Северного Кипра зародилась идея возведения Музея современного искусства тюркского мира. Его автор — крупный бизнесмен, владелец Ближневосточного университета, входящий в список миллиардеров журнала «Форбс» Суат Гюнсел. Масштабное здание галереи пока находится в стадии строительства. Но на базе учебных корпусов и общежитий университета уже работают приглашенные художники из Турции, Азербайджана, Центральной Азии, Татарстана, Башкортостана… Нашу страну в числе первых представляли я и мой коллега — художник-абстракционист Дужан Магзумов. Командировка, длившаяся с 12 ноября по 2 декабря, была полностью оплачена. Нам предоставили мастерские со всем необходимым для создания в дар музею крупноформатных полотен. В конце месяца состоялось открытие выставки работ участников арт-симпозиума. На нем присутствовал господин Суат-Бей. Кстати, вновь созданный мной портрет хана Абылая его заинтересовал сразу, и он каждое воскресенье приходил посмотреть и подолгу им любовался. В числе других работ были «Догони девушку!», «Железная дорога», «Көкшетау», «Оқжетпес» и «Гостеприимство». Я видел и восхищался трудами многих коллег из братских республик: Хамзы Шарипова, Салавата Гилязетдинова, Дуйлустана Бойтунова, Вагиза Шайхетдинова, Софьи Асочаковой. Уверен, строящийся тюркский музей по богатству своего фонда не будет уступать ни одному другому в мире. Суат-Бей авторов первых картин назвал творческими соучредителями музея и пригласил на его открытие, которое состоится в ноябре 2020 года. А книги-каталоги пришлют всем участникам арт-симпозиума.

Чем же Ваше главное произведение покорило такого умелого и строгого ценителя искусства?

— Господин Суат-Бей дал понять, что изучил славную биографию Абылая (Абильмансура) — уроженца древнего Туркестана, прямого потомка Чингисхана, сына просвещенного Уали-Султана и внука грозного хана Абылая, чье имя ему и присвоил народ. Знает и о том, что время его правления в истории Великой степи было названо золотым веком. На картине Абылай прекрасен в своей могучей поре расцвета сил, когда обрел твердое жизнепонимание, стойкую веру, создал себе непререкаемый авторитет лидера. На мой взгляд, хан Абылай был именно таким — готовым в лихую годину быть вместе со своим народом, уметь отстоять талантом полководца достоинство казахов и родную землю, доставшуюся в наследство от героических предков.

Передавая картину Суат-Бею, я сказал: «Абылай не смог побывать на благословенной земле Кипра при жизни. Теперь он здесь. И я счастлив, что портрет великого казахского хана украсит музей современного искусства тюркского мира!».

Ваши новогодние пожелания?

— В 2020-м, объявленном Главой государства Годом волонтера, из взятых для развития семи основных направлений я бы лично выделил «Асыл мұра — драгоценное наследие». Пусть молодежь знает и помнит об этом. Всем желаю мира, счастья, благополучия и честного труда во имя процветания Родины!

Марат НУРСЕИТОВ.

Фото Юрия БРАГИНА.

Читайте также