Давайте обсудим
«Писатель антикоррупционно- художественного жанра». Признаюсь, как только в пресс-анонсе семинара- совещания «Основы этики в противодействии коррупции среди государственных служащих» увидела эту фразу, то тут же…
Ну, конечно, обратилась к всезнающей Википедии, потому как остатки моих школьных знаний по теории литературы как-то взбунтовались: «Нет и быть не может такого жанра». Проверила. Действительно, нет и быть не может. Но… «прогуглила» эту фразу, и она «выплыла» буквально в каждой информации о встречах казахстанского писателя Жана Акжанова, прошедших во всех регионах страны. Где, кто и когда стал «первооткрывателем» определения «антикоррупционно- художественный» жанр, наверное, не установить. Да, собственно, и незачем. Важнее и тревожнее, что множество пресс-секретарей областных департаментов по противодействию коррупции (встречи организовывались Агентством РК по противодействию коррупции) это определение благополучно использовали, ничуть в его верности не сомневаясь.
За талантливого автора книг «Сладкий дождь», «Солнце улыбнется тебе», «Путь врача», «Степь и судьба», конечно, обидно. Вряд ли Жан Акжанов, пишущий о любви и верности, предательстве и стяжательстве, стремлении жить и попытках отчаявшихся людей уйти из жизни, считает, что творит в этом неизвестном науке жанре.
— Задача писателя: увидеть, услышать, почувствовать и предвидеть, — убежден Жан Мухарапович. Отвечая на вопрос, что же он предвидит, говорил о нашей общей беде — корне многих проблем, в том числе и коррупции: уровень образованности и грамотности находится в обратно пропорциональной зависимости к количеству выдаваемых дипломов, коих на душу населения с каждым годом становится все больше. Более того, безграмотность становится агрессивной. Ее перестали стесняться, ею кичатся.
А вот между уровнями коррупции и подлинной образованности, которую количеством дипломов не измерить, — связь прямая и очевидная. Грамотный человек уверен в себе, знает свои права, умеет их отстаивать. И что немаловажно, умеет отыскать слабые стороны в позиции оппонента. Так что искать обходные пути в достижении своих целей ему вряд ли понадобится. Да, добиться своего (если цель, конечно, в правовом поле), возможно, будет сложно и долго. Но с каждым днем все реальнее.
— Власть сегодня готова к диалогу с обществом, но можем ли мы грамотно, аргументированно обосновать свои требования? Отделить важное и возможное от несущественного и нереального, — говорил писатель.
— Хватает ли для этого знаний и образованности?
Не хватает. Это очевидно. Выход? «Читать», — вывод писателя очевиден. И с ним нельзя не согласиться. Что читать и как — классическую книгу в переплете или в нынешнем ее цифровом варианте? Здесь мнения писателя и части аудитории разделились. Участники совещания — государственные служащие разного возраста — большей частью склонялись к цифровому аналогу старой доброй книги: дешевле, доступнее: «В интернете ваши книги есть?»
— У меня нет иных источников доходов, кроме издания и продажи моих книг. В интернете я выкладывать их не буду, — позиция писателя понятна и достойна уважения. Да и как-то кажется, что лукавят радетели чтения электронного варианта. Новости просматривают, в социальных сетях «зависают», но литературу художественную читают вряд ли. Возможно я не права, по себе сужу. Но неужели кто-то из родителей будет читать ребенку «Красную шапочку» и «Алдар Косе» с гаджета. Или скажет сыну-школьнику: «Зачем идти в библиотеку? Найди текст в компьютере». Ну не могу представить, что читаю с монитора компьютера, допустим, «Войну и мир» (перечитать мечтаю уже лет так…), а на экране постоянно уведомления разные из социальных сетей «выскакивают».
Значительно разошлись мнения аудитории и Жана Акжанова и по поводу того, что именно надо читать сегодня. Его точка зрения: надо читать современную казахстанскую литературу. В советской — ответов на животрепещущие в новых реалиях вопросы не найти. С этим не согласились не только участники семинара, в силу возраста на этой советской литературе выросшие.
— Давайте сделаем один день нашей недели, месяца — книжным. Возьмем детей и просто пойдем с ними в книжный магазин. Посмотрите, как много прекрасной литературы издается сегодня, полистайте. В итоге — купите, — увы, не могу сказать, что этот призыв писателя нашел горячий отклик в аудитории.
Но свое предложение я все-таки озвучить решилась. Не скрываю, что навеяло его недавнее советское прошлое. А именно — политзанятия по понедельникам. Что мы только ни обсуждали, кого только не клеймили, какие споры разгорались.
Так, может быть, вместо частых семинаров и круглых столов с призывами «Давайте будем добропорядочными» прочесть одну книгу (какую именно — решать коллективу) и обсудить прочитанное всем вместе. Да, факт принуждения в данном случае будет. А как иначе?
Давайте обсудим.
Нина МИТЧИНОВА.