Финансы
Внедрение местного самоуправления в Республике Казахстан осуществляется в соответствии с Концепцией развития местного самоуправления в два этапа.
В рамках первого этапа определены порядок проведения выборов акимов сел, деятельность схода и собрания местного сообщества, доходные источники органов местного самоуправления.
В рамках второго этапа с 1 января 2018 года на уровне городов районного значения, сел, поселков и сельских округов (далее — сельских округов) с численностью населения более 2000 человек внедрен самостоятельный бюджет, который определен как четвертый уровень бюджета. Таких сельских населенных пунктов в области — 69 (всего 246 сельских округов).
С 2020 года внедрение IV уровня бюджета предстоит в оставшихся 177 сельских округах.
Бюджет местного самоуправления формируется за счет переданных 6-ти видов налогов (индивидуальный подоходный налог, не облагаемый у источника выплаты, физических лиц; налог на имущество физических лиц; земельный налог на земли населенных пунктов с физических лиц и юридических лиц; налог на транспортные средства с физических лиц и юридических лиц), неналоговых поступлений (штрафы, доходы от коммунальной собственности, добровольные взносы и др.) и поступлений из районного бюджета.
Акимам сельских округов переданы функции по наложению административных штрафов по 17 статьям КоАП (ст. 136, 144, 146, 147, 172, 204, 301, 303, 304, 305, 339, 386, 408, 409, 418, 491, 505). При этом средства от выплаты штрафов поступают в бюджет сельского округа.
В соответствии с Бюджетным кодексом переданы 19 видов расходов — это дошкольное воспитание и обучение, организация бесплатного подвоза учащихся, организация водоснабжения населенных пунктов, поддержка культурно-досуговой работы, проведение физкультурно- оздоровительных и спортивных мероприятий, содержание дорог, освещение, благоустройство и другие.
Ранее у органов местного самоуправления отсутствовал самостоятельный бюджет, а финансирование тех или иных нужд приходилось согласовывать с акиматом района.
В настоящее время бюджет МСУ утверждается маслихатом района после его обсуждения на собрании местного сообщества, а исполнение бюджета МСУ возлагается на аппарат акима села.
Обсуждение бюджета с собранием местного сообщества позволило учитывать интересы жителей и решать первоочередные вопросы местного значения самостоятельно. Так, в текущем году в городе Акколе решен вопрос содержания дорог в зимний период, в сельских округах Бурабайского района (Урумкайский, Златопольский, Кенесары, Кызылагашский, Абылайханский, Атамекен) решены проблемы уличного освещения, построены детские игровые площадки и футбольное поле, в сельском округе Кабанбай батыра Целиноградского района — вопрос содержания дорог в зимний период, построена детская игровая площадка, также решаются вопросы и в других регионах области.
Общий бюджет сельского уровня (по состоянию на 1 ноября 2019 года) составляет 4,7 млрд тенге с ростом по сравнению с прошлым годом на 18,1%.
При этом стоит отметить, 62 сельских округа, а это почти 90% от перешедших на самостоятельный бюджет, из-за недостаточности налогооблагаемой базы для покрытия своих расходов получают дотацию (субвенцию) из районного бюджета.
Два сельских округа — самоокупаемые, или те сельские округа, у которых доходы покрывают расходы, это поселок Заводской г. Степногорска, г. Есиль Есильского района.
В 5 сельских округах (города Акколь, Атбасар, Макинск, Щучинск и поселок Бурабай) установлены бюджетные изъятия, то есть доходы превышают расходы.
В целях подготовки к переходу на самостоятельный бюджет акиматом области утвержден План мероприятий по внедрению самостоятельного бюджета и коммунальной собственности местного самоуправления, в рамках которого проводятся мероприятия:
— актуализация и инвентаризация баз данных движимого и недвижимого имущества. По состоянию на 1 ноября 2019 года из 124 тыс. объектов недвижимого и движимого имущества зарегистрированы 94,2% (остаток: 7,1 тыс. объектов или 5,8% — бесхозные дома, брошенные дома, дома малоимущих, дома, пришедшие в негодность);
— обучение акимов сельского уровня. Проводится обучение акимов и специалистов их аппаратов через кустовые учебно-практические семинары и на базе филиала Академии государственного управления при Президенте РК. В 2019 году обучено бюджетному планированию, налоговому администрированию и управлению коммунальным имуществом 264 специалиста, включая акимов сельских округов. В 2020 году обучением будут охвачены 189 специалистов;
— обеспечение организационной техникой и интернетом со скоростью не ниже 512 Мбит/с. Сельские акиматы в полном объеме обеспечены высокоскоростным интернетом и компьютерной техникой, материально-техническое обеспечение по мере необходимости будет продолжено.
На сегодняшний день проекты бюджетов сельских округов на 2020 год рассмотрены на собраниях местных сообществ, представлены в районные маслихаты и будут утверждены в декабре.
С целью увеличения налогооблагаемой базы и дальнейшего развития местного самоуправления в настоящее время рассматривается вопрос передачи дополнительных налогов четвертому уровню бюджета. Работа по данному вопросу продолжается.
Канат ДУЗЕЛБАЕВ,
руководитель управления экономики и бюджетного планирования Акмолинской области.