«Пройденный нами путь был тернист. И травили нас, и голодом морили, и в кровь, и в пот ввергали. Бились мы друг с другом и даже не заметили, как земля наша и небо попали в руки недругов. Не дремлет и сегодня враг, завтра нас атакующий. Народ мой, храни как зеницу ока Казахское ханство, подрастающих сыновей и дочерей казахских, песни и сказания, крепи единство, ни с кем не охлаждая отношений. Вот мой завет тебе».
Красивые, величественные слова хана Керея, звучавшие со сцены областного русского драматического театра, приобрели особый смысл в преддверии 28-й годовщины Независимости Казахстана. К этой славной дате была приурочена премьера спектакля «Тернистый путь» по пьесе нашего земляка, писателя, драматурга, общественного деятеля Жабала Ергалиева.
Музыкально- пластическая драма. Так создатели спектакля, повествующего о судьбоносных, героических страницах казахской истории, определили его жанр. И блестяще воплотили задуманное, сумели в пластико- ритмической форме передать печаль и мудрость Асан қайғы, меркантильность, заботу о сохранности своего трона, а не о нуждах страдающих людей хана Абулхаира, величие, героизм собирателей земель казахских ханов Жанибека и Керея… Каждое движение, каждый жест актеров работают на замысел режиссера-постановщика спектакля Ольги Луцивой — сделать историческую драму увлекательной для зрителей всех возрастов, вызвать интерес молодежи. Интерес не только к театру, но и к истории.
Оказалось, что необычное речитативное чтение текста под ритмическую музыку, больше известное сегодня как рэп, вполне органично сочетается с протяжностью кобыза, мелодичностью других национальных казахских музыкальных инструментов, звучащих на протяжении всего спектакля — динамичного, яркого, захватывающего.
Выразительные средства, найденные создателями спектакля, высоко оценил и автор исторической драмы Жабал Ергалиев: «Пьеса написана в 2015 году к 550-летию создания Казахского ханства. Впервые она была поставлена в Таразе. На стадионе была возможность представить масштабные батальные сцены. В этом спектакле на небольшом сценическом пространстве постоянное движение актеров отражает беспокойство народа».
Нельзя не сказать об особой роли в создании этого действа молодого балетмейстера Дениса Юкало. С его приходом в театр спектакли стали зрелищнее, в арсенале актеров — не только слово, жесты, мимика, но и красивые, отточенные движения, танцевальные па, помогающие передать характер героев. Несложно представить, какой колоссальный труд стоит за этими хореографическими постановками, требующими от актеров хорошей физической формы.
Особая благодарность — художнику-постановщику Гульнаре Канафиной. Минимализм в декорациях, идеально подобранная цветовая гамма костюмов, свет… погружают в атмосферу Великой Степи. Стилизованные костюмы воплощают национальный колорит традиционных казахских одеяний и при этом не создают дискомфорта для актеров, находящихся в постоянном движении.
Честно говоря, ответа на вопрос — сохранились ли прижизненные изображения ханов Керея и Жанибека — я не нашла. Думается, что если они и создавались, то вряд ли дошли до нашего времени. В любом случае, в памяти народа они остались великими и могучими воинами. Именно таковыми они и предстают в спектакле. Игравшие их Андрей Владимиров и Максим Михеев — высокие, статные, красивые — создали образы настоящих героев, готовых пожертвовать жизнью во благо своего народа.
«Великий народ владел обширными угодьями. Где сейчас этот народ? Куда ему податься? Наступит ли тот день, когда каждый казах, стоящий здесь, сможет спокойно разбить себе юрту? Сможет ли он создать свою страну? Водрузить свой стяг?». На протяжении всего спектакля мы видим, как создатели казахского ханства искали ответы на мучившие их вопросы: «Давайте создадим свое ханство, чтобы внуки наши сказали, что у нас есть своя земля, своя территория, что не грабят нас поборами». «Надо двигаться не как спасающийся народ, а как достойно откочевавшее сообщество. Давайте покажем, что у нас хватит сил быть едиными и сильными. Нельзя падать духом».
Образ Асана қайғы (актер Андрей Красноштанов) — воплощение исконной мудрости народа, значимости слов и охраняющих от бед молитв старейшин: «Эта земля скоро заселится кочующими в тумане страдальцами. Охватит их чувство свободы. Всевышний, смилуйся над ними. Из сыновей не сделай рабов, из дочерей — наложниц. Не натрави на них враждебно взирающих недругов».
Слова Великого старца осенили долгий и непростой путь к Независимости Казахстана, первые шаги на нем были сделаны народом, возглавляемым великими ханами Жанибеком и Кереем.
Спектакль «Тернистый путь», поставленный в рамках проекта «Семь граней Великой Степи», в полной мере отражает цель государственной программы «Рухани жаңғыру», сформулированную инициатором ее создания — Первым Президентом страны Нурсултаном Назарбаевым: «Без опоры на национально-культурные корни модернизация повиснет в воздухе. Я же хочу, чтобы она твердо стояла на земле. А это значит, что история и национальные традиции должны быть обязательно учтены».
P.S. Буквально через несколько дней после премьеры стало известно, что Казахстанская национальная театральная премия «Сахнагер-2019» в номинации «¥міт» присуждена молодой талантливой актрисе областного русского драматического театра Александре Букреевой! Поздравляем!
Нина МИТЧИНОВА.
Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.