Внутренний мир особенного ребенка с проблемами в развитии сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды? Как помочь им познать свое «Я», раскрыть его и ввести в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем? В этом помогает метод арт-терапии.
Использование данного метода позволяет решать сразу несколько задач: укрепление психического здоровья ребенка через стабилизацию эмоциональной сферы; развитие произвольности, умения управлять своими эмоциями, чувствами; развитие внутреннего потенциала и творческой активности ребенка.
Перспективный план занятий дополняется арт-терапевтическими элементами, т.е. упражнениями, играми, сказками, позволяющими создать атмосферу психологического комфорта и эмоционально- чувственного отношения ребенка к окружающему миру.
Данный метод предусматривает спонтанность рисования, позволяет детям почувствовать свободу выбора художественного материала и техники. А психолог заинтересовывает детей необычными способами рисования и аппликационного изображения. Это располагает к проявлению творчества, дает возможность ощутить уверенность в себе и создать ситуацию успеха. Каждое занятие, которое проводится с детьми, включает в себя арт-терапевтические упражнения, задания, технику. Игры с цветом: рисование красками, которые нравятся ребенку, рисование красками, которые не нравятся. Дети рисуют то, что они желали бы изобразить, то, что они видят в этом цвете.
Например, у Гульзары, опекаемой Кокшетауским центром оказания специальных социальных услуг, на рисунке появилась белая лягушка — у нее сегодня хорошее настроение и она играет с солнышком. А у Руслана яркими, спиралевидными линиями закрашен весь листок. Как вы думаете, что это? Оказывается, это Африка. Ведь там много солнца, бананов, апельсинов и веселых обезьян, вот они и «набезобразничали».
Игры с линиями также помогают ребенку выразить свое внутреннее состояние и показать свое настроение, развивают у него понимание своего собственного видения и отношения к происходящему. О положительной динамике развития хочется сказать на примере нескольких выпускников центра, которые по достижении 18 лет сейчас находятся дома. Их результаты прослеживаются в портфолио детей «Ступени роста».
Так, Женя научился ориентироваться не только на листе, но и выполнял задания на компьютере «Рисунок и раскраска». Расширился спектр цветовосприятия и цветовыражения.
У выпускников центра — братьев Андрея и Юры с 4 степенью тугоухости и тяжелой умственной отсталостью — благодаря занятиям с элементами арт-терапии улучшилось психоэмоциональное состояние и устойчивость внимания, развилась мелкая и крупная моторика рук.
Используя для художественной деятельности вырезанные фигурки персонажей или предметов, детям предоставляется полная свобода их «оживления».
Эффект арт-терапии усиливает использование песка: рисуя на столе песком, дети достигают эмоционального комфорта и спокойствия путем развития тактильных ощущений. Арт-терапия в контексте с песочной терапией представляет собой невербальную форму психокоррекции.
К примеру, у Никиты, воспитанника старшей группы, наблюдается улучшение психоэмоционального состояния и устойчивости внимания и зрительного восприятия. Никита, используя песок, может сделать целый сюжет на темы «Зоопарк», «Тропический сад», «Барханы» и др.
Наполняя внутренний мир воспитанника яркими впечатлениями, помогая ему овладевать разнообразными техниками и приемами рисования, специалисты радуются каждой новой удаче вместе с ним. Все дети очень любят рисовать. С каким восторгом и как по-разному каждый ребенок воспринимает богатство красок и событий окружающего мира!
Какие необыкновенные возможности таит в себе детская душа? Для нас, взрослых, стало очень важным понять маленькое «Я», почувствовать скрытые тайны, которые, возможно, ребенок преодолевает в одиночку, не упустить нужный момент, чтобы протянуть ему вовремя руку и вместе отправиться в нелегкий путь переживаний, восторга, грусти и радости. Это — путь в страну эмоций, получаемых от соприкосновения с искусством.
Асель ИБРАЕВА.