Тот судьбоносный Желтоксан…

Глазами очевидца
Чем дальше уходит в историю декабрь 1986 года, тем яснее видится смысл, значимость тех далеких событий, когда на площадь тогда еще столицы Казахстана — солнечной Алма-Аты — вышла молодежь, чтобы впервые за всю историю социалистической республики выразить свое несогласие с политикой центрального комитета коммунистической партии, назначившего на пост первого руководителя Казахской ССР «чужака» — человека со стороны.

— Это было мирное шествие, которое не имело под собой какой-либо националистической подоплеки, — вспоминает участник декабрьских событий 1986 года, в то время — студент Алма-Атинского зооветеринарного института Бектурсын Сулейменов. — Общежитие нашего института, в котором я жил вместе с другими студентами, находилось рядом с площадью, и, увидев собиравшихся там людей — не только студенческую молодежь, но и представителей других слоев населения, простых горожан, мы, конечно же, вышли, чтобы присоединиться к ним. Митингующие вели себя спокойно и хотели одного: чтобы на пост руководителя республики был назначен казахстанец, при этом акцент на национальность никто не делал: главное, чтобы он был «своим, доморощенным», изнутри знал проблемы и чаяния народа, с уважением относился к его традициям…

Бектурсын Бексултанович — коренной житель Зерендинского района. Родился он в ауле Коктерек, в большой многодетной семье. Отец Бексултан Сулейменович работал директором местной начальной (позднее — восьмилетней) школы, мама Кульбан Салкаевна занималась домашним хозяйством, воспитанием восьмерых детей. Окончив в Зеренде казахскую среднюю школу, юноша устроился на работу в родном ауле: трудился слесарем в местной МТМ, шофером. Потом была служба в армии. В 1984 году Бектурсын Сулейменов поступил в институт. К моменту трагических событий, о которых мы говорили вначале, он учился на третьем курсе.

—  Для многих моих сокурсников участие в митинге окончилось плачевно: они были исключены из института. Мне повезло, я доучился и в 1989-м получил диплом о высшем образовании, — говорит мой собеседник.

— Хочу еще раз подчеркнуть: выступление носило исключительно мирный характер. Люди, вышедшие на площадь в тот морозный декабрьский день, были охвачены патриотическими чувствами, хотели диалога с властью, выразить свое мнение по поводу смены руководства страны. Но диалога не случилось, никто из партийного руководства на встречу с людьми не вышел. Зато в тот день пробудился политический дух народа, национальное самосознание,  которое придавало решимости донести свое волеизъявление до действующей власти, — продолжает Бектурсын Бексултанович. — Чем это закончилось — мы с вами знаем… Когда на площади (тогда она носила имя Л. Брежнева) появились представители правоохранительных органов, никто из митингующих не поверил, что возможны какие-либо грубые, насильственные действия. И даже когда нас стали поливать из водометов (это в декабре-то!), не сразу оценили трагизм ситуации. Но затем площадь оцепили военнослужащие, и тут началось. Я увидел спецназовцев, одетых в устрашающую камуфляжную форму, закрытых защитными щитами, вооруженных саперными лопатками, при том, что участники митинга были безоружны. Пострадало тогда и в последующие дни много людей — и физически, и морально. Во многих поселился страх за близких, друзей, уныние.

— Горжусь ли я тем, что принимал участие в тех поистине исторических, во многом судьбоносных событиях?..

На миг задумавшись над вопросом, Бектурсын Бексултанович ответил: «Я бы назвал свои ощущения гордостью за наш народ, проявивший самоуважение, патриотизм и, как я уже говорил, национальный дух. Несомненно, Желтоксан стал первым шагом на пути к нашей Независимости, в этом его значение трудно переоценить».

Более трех десятков лет минуло с тех давних событий. Заслуги «декабристов» давно получили должную оценку и отмечены наградами. Б.Сулейменов также удостоен медали, выпущенной в ознаменование 30-летия Желтоксана.

Сегодня Бектурсын Бексултанович продолжает служить своей важной и нужной профессии, связанной с лечением животных. Выросли и живут в южной столице его дети: сын трудится, дочь-студентка, которым отец желает спокойной, мирной жизни.

Иногда его приглашают в учебные заведения, где, встречаясь со школьниками, молодежью, он делится воспоминаниями о тех днях -16, 17 декабря, которые буквально всколыхнули все наше общество, стали поворотным моментом в истории государства.

Светлана КИМ.

Зерендинский район.

Фото автора.

Читайте также