В Казахстане алкоголь официально разрешен. Но при активной антиалкогольной пропаганде в стране действуют 16 ликероводочных и спиртовых заводов. Но есть ли у нас — на уровне государства и общества — четкое понимание, как следует относиться к алкоголю и алкогольной промышленности?
Жесткое табу на любое обсуждение злободневной темы, кроме ее антиалкогольного аспекта, как представляется, не позволяет выработать адекватную госполитику в отношении алкоголя. Такая ситуация не может считаться здоровой ни для государства, ни для потребителя. Между тем вопрос назрел, поскольку, по оценкам экспертного сообщества, 80% взрослых казахстанцев алкоголь употребляют.
Новая государственная политика в вопросе регулирования рынка алкогольной продукции должна охватить не только все его сегменты от производства сырья до реализации, но и выстроить четкие принципы негласного «общественного договора». Такой подход позволит минимизировать социальный и физиологический вред от употребления алкоголя при максимальных выгодах для общества. Успех же в этом вопросе будет зависеть от того, насколько открыто, публично и честно мы будем обсуждать эту тему, все ее аспекты.
Существует ряд эффективных инструментов системного регулирования алкогольного рынка в стране. Грамотная госполитика должна использовать их все, в той или иной форме. Перечислим основные.
Запрет пропаганды потребления алкоголя
В Казахстане реклама алкоголя запрещена с 2004 года. В 2019 году Министерство информации и общественного развития впервые подняло вопрос о снятии запрета на рекламу алкоголя. Аргументировалось это необходимостью поддержки отечественных СМИ. В пример приводились страны Таможенного союза, где уже сделали частичные послабления в этом вопросе.
Но не преждевременно ли это решение, и насколько оно обосновано? По статистике, с 2015 года потребление крепкого алкоголя на человека в Казахстане сократилось на 5%. Кроме того, стали меняться пропорции потребления населением спиртного в сторону легких напитков. Очевидно, что есть положительный результат от этой запретительной меры. К слову, многочисленные международные исследования также доказывают серьезное влияние рекламы алкогольных напитков на предпочтения подростков, увеличивая потребление ими спиртного в среднем на 15-20%.
Информирование о вреде злоупотребления алкоголем
В Казахстане, если и есть программы информирования о вреде алкоголя, то они работают точечно, не системно. Между тем стране необходимы масштабные целевые программы с четкими целями, акцентами на различные фокус-группы и замерами эффективности. Как пример, можно привести Германию. Здесь, по статистике, 45% ДТП происходят по причине употребления алкоголя. Поэтому во многих кафе в Германии на столики нанесен стикер с изображением ног в инвалидной коляске — прямое напоминание связи употребления алкоголя с ДТП по этой причине. И это работает: за 10 последних лет смертность от вождения за рулем в нетрезвом виде сократилась в стране на 62%.
Исполнительный директор Ассоциации QazSpirits Дмитрий ЖУКОВ говорит: «В большинстве стран, где эффективность мер профилактики злоупотребления алкоголем очевидна и доказана статистикой, применяется комплексный, на государственном уровне подход к этому вопросу. Здесь органично сочетаются активная социальная реклама, программы раннего обучения, пропаганда здорового образа жизни. Отсутствие же четкой государственной политики Казахстана в этом вопросе объясняет и слабую эффективность введенного еще 16 лет назад запрета на рекламу спиртных напитков».
Ценовая доступность
Она регулируется государством в основном налогом на алкоголь. Это действенный и необходимый инструмент в политике государства по отношению к алкогольному рынку. При этом он служит и основным рычагом негласного общественного договора: человек, потребляющий алкоголь, приобретая подакцизный товар, тем самым соглашается на дополнительную «социальную ренту» обществу. Поступающие в госбюджет сборы от акциза идут на решение социальных задач. В том числе и вызванных вредом от алкоголя.
Государство же должно взамен как минимум гарантировать безопасность и качество потребляемого напитка. Очень важно: ставка налога должна ограничивать потребление, при этом не уводя его в «тень». Потребитель, независимо от своего дохода, должен иметь доступ к безопасному и качественному алкоголю. Даже если пагубное пристрастие к алкоголю — болезнь, привычка или страсть отдельного взятого индивидуума, то контроль и ответственность за соответствие алкогольной продукции действующим в стране стандартам — государственные.
Что происходит на практике. В Казахстане с 2013 года акцизный налог на крепкий алкоголь вырос на 400%. Если в 2013 году он составлял — 200 тенге на литр водки, то в 2019 — уже 1020 тенге. Если минимальная розничная цена в 2013 году составляла 320 тенге за 0,5 л водки, то сейчас — 962 тенге за такую же бутылку. Зарплаты же за этот период в среднем выросли только на 33%. По данным МНЭ РК, 50% трудящихся страны зарабатывают менее 117,5 тыс. тенге, а большая их часть получает около 88,5 тыс. тенге. Эти цифры не учитывают большой сегмент самозанятых, где доходы еще ниже.
Не будет открытием сказать, что люди стали меньше пить легального алкоголя. Но сам уровень потребления существенно не изменился. Изменился качественный показатель пития: из сегмента качественного и доступного по цене продукта, потребитель ушел в сегмент дешевой, не очень качественной продукции в ПЭТ-упаковках, и, что еще хуже, — самопального, контрафактного спиртного или так называемых аптечных спиртов, трагический синоним которых — «Настойка боярышника». Увы, и сегодня старый жестокий анекдот все еще актуален: «Если водка подорожала, папа станет меньше пить? Нет, просто ты станешь меньше есть».
Исполнительный директор Ассоциации QazSpirits Дмитрий ЖУКОВ подчеркивает, что сейчас цена самой дешевой официальной алкогольной продукции выше средней покупательской способности казахстанского потребителя. Есть ли решение этого вопроса, приемлемое для всех сторон?
Есть. Эксперты отрасли видят решение в изменении подхода государства к определению ставки акциза. В Казахстане применяется специфическая ставка акциза, размер которого зависит не от стоимости готового продукта, а от содержания спирта в нем. Кроме того, акциз взымается до того, как продукт выпущен в оборот (в странах ЕС и США он уплачивается за проданный, а не произведенный товар).
В результате нашей акцизной политики замораживаются огромные финансовые средства компаний, снижаются инвестиции в развитие производства и улучшение качества продукции. Авансовая оплата акциза и его завышенная ставка ставят отечественное производство в невыгодное положение, особенно в условиях Таможенного союза и ВТО. В страну уже беспрепятственно «заходят» импортные бренды, имеющие колоссальный опыт в маркетинге и неограниченные бюджеты.
По официальным данным, в 2018 году импорт алкоголя вырос на 66%, до 31,6 млн бутылок. При этом казахстанские алкогольные бренды не экспортируются даже в страны ТС. В Беларуси действует режим «специмпортеров», в России существует целый ряд препятствий, включая дорогостоящее лицензирование оборота алкоголя. Но главной проблемой для отечественной отрасли является сжатие легального внутреннего рынка внутри страны, потеря «домашней базы» благодаря чрезмерно высоким акцизам. А без здорового внутреннего рынка невозможно наладить серьезный экспорт.
Поэтому, считает Дмитрий Жуков, выражая мнение членов QazSpirits, необходимо пересмотреть действующий налог, также имеет смысл применить прогрессивное налогообложение алкоголя, включив в него «экономическую ренту» в пользу государства в виде процента от стоимости конечного продукта. То есть чем дороже алкоголь, тем больше на него налог. Это позволит увеличить общие налоговые поступления от алкогольной отрасли при тех же объемах продаж и позволит легальной продукции вытеснить «самопал», ПЭТ-упаковки, аптечные заменители.
По оценочным расчетам, налоговые поступления от продажи водки в текущем году составят 51 млрд тенге. При условии принятия предложений QazSpirits, они могли бы достичь 72 млрд. Косвенный налоговый эффект в цепочке поставок и с учетом мультипликатора отрасли оценивается в 8,5 млрд тенге дополнительно.
Ограничения на реализацию
В регулировании казахстанского алкогольного рынка присутствует ряд ограничений. В их числе временные и возрастные — стандартные ограничения для большинства стран. У нас продажа крепкой алкогольной продукции запрещена с 21 часа до 12 часов следующего дня, алкоголь не отпускается лицам, моложе 21 года. Но при этом алкоголь продается во всех торговых точках, а открытые всем взорам — и малым, и юным, и нестойким — яркие алкогольные полки служат наглядной пропагандой потребления.
Этот вопрос однозначно решен во многих развитых странах мира: продажа крепкого алкоголя разрешена только через спецмагазины. Такая мера дополнительно усиливает рычаг государства против нелегальной торговли. Хороший опыт, заслуживающий применения.
И это лишь ключевые вопросы, требующие принципиального и оперативного решения. Вопросов же в отрасли значительно больше, и суммарно они свидетельствуют о предкризисном состоянии отрасли. Лицемерное игнорирование ее проблем чревато серьезными последствиями не только экономического, но и социального характера.
Поэтому профессиональное сообщество считает, что процессы регулирования алкогольного рынка в Казахстане необходимо серьезно обсудить и «перезагрузить». Запустить этот процесс можно с создания отдельного государственного органа, ответственного за этот рынок. Как, например, в России, где алкогольный рынок контролируется «Росалкогольрегулированием» с центральным аппаратом, в штате которого более 300 госслужащих, или в США, с прославленным Голливудом агентством ATF.
Сегодня рынок алкоголя управляется небольшим департаментом при Министерстве финансов РК, которым также регулируются другие подакцизные отрасли страны. Но ни одна из подакцизных сфер, пожалуй, кроме табачной, не имеет столь ярко выраженных социальных и медицинских аспектов, как алкогольная. И это требует обособленного внимания и подходов на государственном уровне. Чтобы сформировать системную и долгосрочную политику страны в отношении алкоголя, а также пересмотреть комплекс мер профилактики потребления алкоголя.
По материалам сайта Forbes.kz.