Конференция
Включить детей с особыми потребностями в общую систему образования, помочь им почувствовать себя частью общества и построить процесс обучения, комфортный и для здоровых детей, и для их сверстников с инвалидностью — основные задачи инклюзивного образования. Придать новый импульс развитию этой отрасли образования была призвана республиканская научно- практическая конференция «Актуальные аспекты инклюзивного образования», проведенная на днях в республиканском учебно- оздоровительном центре «Балдаурен» при поддержке Министерства образования и науки РК.
На конференцию съехались ученые, специалисты общеобразовательных и специальных школ, учителя, дефектологи, педагоги дополнительного образования и организаторы из всего Казахстана. Многие из них уже работают с особенными детьми, другие только планируют вводить инклюзивные технологии в своих учебных заведениях. А потому круг обсуждаемых вопросов был очень широк: как организовать учебно-воспитательный процесс для детей с особыми потребностями, как должны работать с ними психологи и педагоги, в чем специфика инклюзии в учреждениях дополнительного образования и какие современные методы работы с детьми наиболее эффективны сегодня.
Как отмечали на конференции выступающие, инклюзивное обучение и воспитание сегодня признано мировым сообществом наиболее гуманным и наиболее эффективным. Инклюзивный подход в организации отдыха и оздоровления детей становится одним из главных приоритетов и казахстанской образовательной политики. А это значит, что дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно- этнических, языковых и иных особенностей, должны быть включены в общеобразовательную среду. Кроме того, как было отмечено, инклюзивное образование несет преимущества и детям без особенностей развития. Помогая сверстникам с особыми образовательными потребностями, активно участвуя в образовательной и социальной деятельности, обычные дети получают важные жизненные уроки. Это выражается в росте социальной сознательности, в осознании отсутствия различий между людьми, в развитии самосознания и самооценки, способствует искренней заботе и дружбе.
Место для проведения конференции выбрано неслучайно. В республиканском учебно- оздоровительном центре «Балдаурен» с первых дней после открытия реализуется инклюзивное образование, для обучения и оздоровления сюда прибывают дети из всех регионов Казахстана из совершенно разных школ — от малокомплектных сельских до специализированных гимназий. И педагогам здесь удается в течение короткого времени создать условия для успешной инклюзии-включению всех детей в единый коллектив без барьеров, создать для них ситуацию успеха. В течение ряда лет в «Балдаурене» проводились специализированные смены для детей с особыми образовательными потребностями «Жұлдызай», а в мае 2020 года в рамках Года волонтера будет реализована программа «Детский творческий фестиваль «JULDYZAI» для юных танцоров, певцов — победителей творческих региональных конкурсов.
Представители «Балдаурена» отмечали: опыт, накопленный коллективом в сфере инклюзивного образования, показывает, что все дети могут быть успешными, если им оказывается необходимая помощь. А все сложности в воспитании и обучении особенных детей заключаются вовсе не в самих детях, а в неправильных подходах к их развитию.
В рамках конференции педагоги участвовали в заседаниях тематических площадок с участием ученых ведущих университетов, центра развития инклюзивного образования НАО им. Ы.Алтынсарина, координационного совета по развитию инклюзивного образования.
На мастер-классах опытные педагоги центра «Балдаурен», общеобразовательных и специальных школ поделились наработками и важными выводами. Подчеркивали не раз: инклюзивное образование помогает бороться с дискриминацией, приучает детей и взрослых ценить, принимать и понимать многообразие и разницу между людьми. Оно предоставляет возможность социализации в атмосфере равенства, социальной справедливости, сотрудничества, единства и положительного отношения. А кроме того — инклюзивное образование дает возможность педагогам повысить свой профессиональный уровень, ведь оно требует более гибких способов преподавания, разработки адаптивных учебных программ, методов и приемов, которые были бы максимально эффективны для всех детей.
Екатерина ЛЬВОВА.