Поднять уровень малокомплектных школ

Больше половины всех школ в Акмолинской области — 373 из 556 — малокомплектные. Это значит, что учеников в них мало, классы, как правило, совмещенные, а качество знаний зачастую намного ниже, чем в городе. Проблемы малокомплектных сельских школ стали темой очередного заседания региональной комиссии партийного куратора по направлению «Образование» с участием первого заместителя областного филиала партии «Nur Otan» Галыма Бекмагамбетова.

Конечно, проблема МКШ возникла не сегодня. Доставшись нам «в наследство» от советских времен, малокомплектные школы стали отличительной чертой, в основном, северных регионов Казахстана, обладающих большой территорией и малой плотностью населения.

Как отметил на заседании и.о. руководителя областного управления образования Валерий Гамазов, в нашей области более 20% малокомплектных школ расположены в приспособленных зданиях, более четверти не имеют спортивных залов, в 7,3% МКШ нет даже столовых. Большинство из них, к тому же, требуют капитального ремонта. Говорили на заседании и о слабой обеспеченности учебными кабинетами новой модификации, с которыми нет проблем у городских учебных заведений, и о том, что невозможно применять новые технологии обучения в селах, где нет свободного доступа к высокоскоростному интернету. Немало проблем у малокомплектных школ и с педагогическими кадрами: из-за того, что в них мало класс-комплектов, у учителей низкая нагрузка и маленькая зарплата.

На совещании было отмечено: постепенно ситуация в регионе улучшается. Несмотря на ежегодный рост количества школьников (в текущем году он составил около 5 тысяч детей), число малокомплектных сельских школ в регионе уменьшается. За последние пять лет закрылись 28 таких учебных заведений, численность учащихся в МКШ детей сократилась на полторы тысячи. Многие дети перешли учиться в школы близлежащих населенных пунктов или в интернаты. Для них управлением образования области организован ежедневный и еженедельный подвоз. Впрочем, проектные мощности пришкольных интернатов по-прежнему остаются неосвоенными: при наличии в них 1129 мест проживают там только 405 детей.

Ведется в регионе работа и по улучшению качества образования в самих МКШ. Созданы 20 ресурсных центров для 50 «магнитных» школ, постоянно проводится обучение учителей из сельской местности, оказывается методическая поддержка.

— В условиях нашей области, где преобладают сельские школы, уже накоплен немалый опыт организации учебной деятельности в них, — подчеркнул Валерий Гамазов. — Однако сказать о том, что все трудности позади, было бы преждевременным. Эти проблемы долговременные и нередко выходят за рамки чисто педагогических.

Спикер отметил: для сокращения разрыва качества образования между сельскими и городскими школами необходимо финансирование — как на решение кадрового вопроса и повышение квалификации и оплаты труда педагогов, так и на закуп учебников, приобретение автотранспорта, компьютеров новой модификации, интерактивных досок, обеспечение высокоскоростным интернетом и т.д. Также было отмечено, что в следующем году начнет работу второй ресурсный центр в г. Щучинске Бурабайского района.

По итогам заседания члены комиссии внесли целый ряд рекомендаций по улучшению ситуации в сфере образования области. В том числе отметили необходимость формирования региональной Дорожной карты по решению проблем МКШ, рассмотрения вопроса на расширенном совещании с заинтересованными органами, проведения мониторинга эффективности расходования выделяемых бюджетных средств.

Екатерина ОДИНЦОВА.

Читайте также