Самостоятельно выбирать и приобретать социальные услуги и необходимые технические средства люди с ограниченными возможностями в нашей стране скоро смогут через специально созданный портал социальных услуг. Автоматизированная система начнет работать уже 1 января 2020 года. О том, как будет вводиться новая система, и какие плюсы она принесет людям с инвалидностью, в интервью «АП» рассказала руководитель областного управления координации занятости и социальных программ Дина Ахметжанова.
— Дина Камидулловна, поясните, пожалуйста, какие товары и услуги можно будет получить через портал, и самое главное — кто это будет оплачивать?
— Начну с того, что создание такого портала — это, безусловно, большой шаг к прозрачности и улучшению качества обслуживания людей с ограниченными возможностями. С помощью этой электронной платформы инвалиды смогут самостоятельно или с помощью наших сотрудников выбрать необходимые технические средства или услуги непосредственно у поставщиков. То есть, самостоятельно подобрать, к примеру, кресло-коляску, подходящую по всем параметрам конкретному человеку, найти индивидуального помощника, подать заявку на санаторно-курортное лечение. Всего портал предполагает оцифровку пяти процессов: обеспечение техническими средствами реабилитации, оказание специальных социальных услуг, услуг специалиста жестового языка, индивидуального помощника, санаторно-курортного лечения. Он не будет охватывать только услуги инватакси. Государство со своей стороны будет возмещать стоимость технических средств и услуг реабилитации. При этом предусмотрена возможность доплаты, если потребитель выбрал, к примеру, более дорогие товары и услуги.
— Какие плюсы этот портал принесет конкретному человеку с ограниченными возможностями?
— Плюсов немало. Во-первых, каждый сможет самостоятельно выбрать качественные товары и услуги, получить намного быстрее то, что нужно именно ему, вместо того, чтобы ждать централизованной закупки и распределения. Нам же электронная система даст возможность улучшить качество обслуживания, определить реальную потребность в технических средствах и услугах. Думаю, что создание такого портала станет своего рода шагом в будущее, на новый уровень работы с нашими опекаемыми. Постепенный переход к оказанию услуг через портал начнется уже в январе, когда часть процессов будет переведена в электронный формат. В течение года обеспечение товарами и услугами будет осуществляться как через портал, так и через госзакупки, а с 2021 года планируется полный переход на электронный формат работы.
— Идея хорошая. Но не будет ли проблем с ее практической реализацией? Пока не очень понятно, как будут пользоваться порталом инвалиды в сельской местности, где нет интернета, или те, у кого нет сотового телефона?
— Решение этой проблемы уже продумано. Конечно, мы понимаем, что нужно создать равные условия для всех пользователей портала социальных услуг. Для этого местные исполнительные органы в регионах будут создавать зоны самообслуживания, в которых специалисты отделов занятости и социальных программ будут консультировать людей с ограниченными возможностями, оказывать им помощь в выборе и получении технических средств и услуг реабилитации.
— А как быть, если заказанная через портал коляска оказалась некачественной или не подошла человеку по каким-то параметрам? Ее можно будет вернуть? И кому предъявлять претензии?
— Сегодня ведется разработка механизма и документов, которые будут регламентировать договорные отношения между инвалидом, поставщиком и организацией, осуществляющей доставку товара. Не забывайте, наши сотрудники будут помогать потребителям заказывать и получать услуги, контролируя все вводимые в систему параметры. В случае возникновения спорных вопросов на уровне местных исполнительных органов будут создаваться комиссии для их решения.
Ответственность за качество товара или услуги, конечно же, возлагается на поставщика.
— Сами поставщики будут проходить какой-то отбор? Или на портале работать смогут все желающие?
— Конечно, чтобы обеспечить качество обслуживания, все поставщики должны отвечать четким критериям и требованиям. Свои услуги и товары на портале социальных услуг могут предлагать физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, а также юридические лица и их филиалы. При этом они не должны иметь налоговой задолженности, долгов по социальным отчислениям, обладать всеми необходимыми сертификатами и документацией, соблюдать определенные требования, утвержденные приказом Министра труда и социальной защиты населения РК.
— До первого января осталось совсем немного времени. Как Вы считаете, реально внедрить новую систему за такой короткий срок?
— Думаю, ничего невозможного нет. До конца текущего года министерством будут разработаны подробные инструкции для получателей услуг и их поставщиков по пользованию порталом. Все сотрудники управления координации занятости и отделов в регионах, которые будут работать с электронной платформой социальных услуг, пройдут обучающие тренинги, чтобы оказывать квалифицированную помощь гражданам. Кстати, уже с 1 ноября 2019 года в нашей стране работает call-center 1411, где можно получить ответы на все волнующие вопросы о портале.
Владислава КОКОРИНА.