Портал социальных услуг — выход на новый уровень

Самостоятельно выбирать и приобретать социальные услуги и необходимые технические средства люди с ограниченными возможностями в нашей стране скоро смогут через специально созданный портал социальных услуг. Автоматизированная система начнет работать уже 1 января 2020 года. О том, как будет вводиться новая система, и какие плюсы она принесет людям с инвалидностью, в интервью «АП» рассказала руководитель областного управления координации занятости и социальных программ Дина Ахметжанова.

Дина Камидулловна, поясните, пожалуйста, какие товары и услуги можно будет получить через портал, и самое главное — кто это будет оплачивать?

— Начну с того, что создание такого портала — это, безусловно, большой шаг к прозрачности и улучшению качества обслуживания людей с ограниченными возможностями. С помощью этой электронной платформы инвалиды смогут самостоятельно или с помощью наших сотрудников выбрать необходимые технические средства или услуги непосредственно у поставщиков. То есть, самостоятельно подобрать, к примеру, кресло-коляску, подходящую по всем параметрам конкретному человеку, найти индивидуального помощника, подать заявку на санаторно-курортное лечение. Всего портал предполагает оцифровку пяти процессов: обеспечение техническими средствами реабилитации, оказание специальных социальных услуг, услуг специалиста жестового языка, индивидуального помощника, санаторно-курортного лечения. Он не будет охватывать только услуги инватакси. Государство со своей стороны будет возмещать стоимость технических средств и услуг реабилитации. При этом предусмотрена возможность доплаты, если потребитель выбрал, к примеру, более дорогие товары и услуги.

Какие плюсы этот портал принесет конкретному человеку с ограниченными возможностями?

—  Плюсов немало. Во-первых, каждый сможет самостоятельно выбрать качественные товары и услуги, получить намного быстрее то, что нужно именно ему, вместо того, чтобы ждать централизованной закупки и распределения. Нам же электронная система даст возможность улучшить качество обслуживания, определить реальную потребность в технических средствах и услугах. Думаю, что создание такого портала станет своего рода шагом в будущее, на новый уровень работы с нашими опекаемыми. Постепенный переход к оказанию услуг через портал начнется уже в январе, когда часть процессов будет переведена в электронный формат. В течение года обеспечение товарами и услугами будет осуществляться как через портал, так и через госзакупки, а с 2021 года планируется полный переход на электронный формат работы.

Идея хорошая. Но не будет ли проблем с ее практической реализацией? Пока не очень понятно, как будут пользоваться порталом инвалиды в сельской местности, где нет интернета, или те, у кого нет сотового телефона?

— Решение этой проблемы уже продумано. Конечно, мы понимаем, что нужно создать равные условия для всех пользователей портала социальных услуг. Для этого местные исполнительные органы в регионах будут создавать зоны самообслуживания, в которых специалисты отделов занятости и социальных программ будут консультировать людей с ограниченными возможностями, оказывать им помощь в выборе и получении технических средств и услуг реабилитации.

А как быть, если заказанная через портал коляска оказалась некачественной или не подошла человеку по каким-то параметрам? Ее можно будет вернуть? И кому предъявлять претензии?

— Сегодня ведется разработка механизма и документов, которые будут регламентировать договорные отношения между инвалидом, поставщиком и организацией, осуществляющей доставку товара. Не забывайте, наши сотрудники будут помогать потребителям заказывать и получать услуги, контролируя все вводимые в систему параметры. В случае возникновения спорных вопросов на уровне местных исполнительных органов будут создаваться   комиссии   для   их   решения.

Ответственность за качество товара или услуги, конечно же, возлагается на поставщика.

Сами поставщики будут проходить какой-то отбор? Или на портале работать смогут все желающие?

—  Конечно, чтобы обеспечить качество обслуживания, все поставщики должны отвечать четким критериям и требованиям. Свои услуги и товары на портале социальных услуг могут предлагать физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, а также юридические лица и их филиалы. При этом они не должны иметь налоговой задолженности, долгов по социальным отчислениям, обладать всеми необходимыми сертификатами и документацией, соблюдать определенные требования, утвержденные приказом Министра труда и социальной защиты населения РК.

До первого января осталось совсем немного времени. Как Вы считаете, реально внедрить новую систему за такой короткий срок?

—  Думаю, ничего невозможного нет. До конца текущего года министерством будут разработаны подробные инструкции для получателей услуг и их поставщиков по пользованию порталом. Все сотрудники управления координации занятости и отделов в регионах, которые будут работать с электронной платформой социальных услуг, пройдут обучающие тренинги, чтобы оказывать квалифицированную помощь гражданам. Кстати, уже с 1 ноября 2019 года в нашей стране работает call-center 1411, где можно получить ответы на все волнующие вопросы о портале.

Владислава КОКОРИНА.

Читайте также