«Планета счастливого детства»

Так назвали очередную смену осеннего лагеря организаторы мероприятия, проведенного по традиции на базе детского оздоровительного центра «Звездный». Кажется, какая смена в лагере, да еще в учебное время? Дело в том, что большинство приглашенных сюда ребят в обычное каникулярное время ни в какой лагерь не ездили: кто-то слонялся на улицах, проводил время в подворотнях, трудился по воле родителей на подсобных работах наравне со взрослыми, кто-то просто мучился от безделья, находя приключения, а кто-то «пополнял» оперативные сводки полиции.

Какие формы работы применять для такой категории детей, что нужно делать, чтобы организовать их досуг, как научить их социализироваться в обществе, чем привлечь к деятельности, полезной и социально значимой — эти и другие вопросы всегда стояли и стоят перед детской общественной организацией «Жұлдыз», что вот уже много лет действует на территории нашей страны. У ее президента Елены Александровны Дмитриенко такие дети — на особом счету, многих она знает лично, а еще многие именно этому удивительно деятельному и инициативному педагогу обязаны путевкой в жизнь.

Вот и решено было организовать осеннюю смену с таким красивым и многообещающим названием «Планета счастливого детства». А пригласить на нее самых «трудных», самых «неподдающихся», чтобы дать им искорку светлых чувств, окрылить надеждой и научить вести за собой других.

В каждом из 17 районов и двух городах такие, конечно же, нашлись. Это подростки от 10 до 14 лет, входящие в «группы риска» — дети с нарушениями в аффективной сфере, педагогически запущенные, с задержкой психического развития, с проблемами в развитии. Они доставляют много проблем педагогам, родителям, соседям, с ними никто не хочет дружить, они объединяются в группировки или еще хуже — ведут одиночную, озлобленную жизнь. Результаты предсказать нетрудно.

«Жулдызовцы» продумали программу смены очень основательно. Каждый новый день не должен повторять предыдущий, встречи должны быть интересными, мероприятия увлекательными, побольше эмоций, максимум полезных знаний и навыков, каждый ребенок не должен почувствовать вмешательства в его внутренний мир, а ощутить свою полезность и нужность. И ведь получилось! Такой калейдоскоп событий предложили участникам, такой большой выбор занятий и впечатлений, что уезжать никому потом не хотелось.

Из серьезных форм — познавательные лекции специалистов самого различного профиля — прокуратуры, полиции, медиков, педагогов-психологов. Причем, форма подачи выбиралась не традиционная, а доступная, с примерами, слайдами, анонимным анкетированием, вопросами-ответами, демонстрацией видеофильмов, аналитическими данными. Такие лекции-беседы обычно выходили за пределы отведенного времени, получался просто доверительный и очень откровенный разговор двух заинтересованных сторон. Причем, если поначалу интерес проявляла в основном одна из сторон, то потом явно просматривалась обоюдная польза. Одна иллюстрация: если в первые дни вожатые часто вылавливали юных курильщиков, убегающих в укромные уголки лагеря, то в последний день как ни искали, таковых не находили. А на тестировании в последний день смены в анкетах находили не ответы, а перечеркнутые шприцы и сигареты. Маленькая, но, несомненно, победа!

Много для себя открытий сделали дети на занятиях по правовой грамотности: «С какого возраста могут привлечь за преступление?», «Где находится лагерь для нарушителей?», «Чем отличается преступление от проступка?», «Есть ли колония для девочек?», «Считается ли «спайс» наркотиком и что следует за этим?» — перечислить вопросы, интересующие подростков, невозможно. Как и невозможно найти подход к каждому, но вожатые и приглашенные взрослые старались ответить всем, подобрать ключик к закрытой душе, увлечь интересным делом.

Любишь спорт — выходи на состязание. Двигательным и соревновательным мероприятиям было уделено особое внимание: по силам борьба — найдутся тебе соперники, хорошо бегаешь — покажи себя на дорожке, не по силам что-то серьезное — метай дротики в дартсе, «шевели извилинами» на шахматной доске. Набор каждодневных состязаний был большой и разнообразный. И ни один участник незамеченным не остался. Вот она, технология успеха, технология, входящая в общий перечень педагогического и вожатского мастерства. Кстати, настоящими друзьями ребят стали учащиеся Щучинского педагогического колледжа, будущие вожатые, получающие именно эту специальность в стенах учебного заведения. Им предстоит вести воспитательную работу в школах и интернатах, в лагерях и небольших детских коллективах, в санаториях и специализированных учреждениях. А здесь они проходили практику. Причем такую основательную, что на сон отводилось 3-4 часа. Только успели провести вожатское шоу, как на очереди «Жас өнер», закончили, а впереди конкурс отрядных танцев, завтра «мозговой штурм» — и так всю неделю. Зато расставались со слезами. И с чувством исполненного долга. Громко сказано? Ничуть! Если учесть, что смена не обычная, а очень важная.

Семь дней пролетели, как один. И если хоть несколько ребят из разряда «неподдающихся» и трудно воспитываемых перейдут на сторону тех, кто будет стремиться стать лучше — это уже успех и большая победа!

Любовь ФОМИЧ.

Читайте также