КНБ РК на своем YouTube-канале опубликовал видео разговора с казахстанцем, прибывшим из Сирии, где он воевал за запрещенную в нашей стране организацию ИГИЛ. Фильм, названный «Обвинение и сожаление», рассказывает о злоключениях Бахтияра Ибраева.
Уроженец Акмолинской области с супругой и детьми летом 2007 года вылетел на учебу в Египет, оттуда отправился на вооруженный джихад в афгано- пакистанскую зону (Вазиристан). Там вошел в группировку Союза исламского джихада. Участвовал в боевых действиях на территории Афганистана. В 2012 году через Турцию перебрался в САР и вступил в ряды казахского жамагата. Имеет ранения. В 2019 году попал в плен к курдам. В ходе операции «Жусан» вместе с пятью детьми возвращен в Казахстан.
— Началось все со специальной литературы, — рассказывает Бахтияр. — Идет она в основном из Саудовской Аравии и на молодых мусульман часто оказывает сильное влияние. Нередко в ней описывается «идеальный мир», где все живут по шариату, и молодежь начинает этот мир искать. Переселяются в места, которые, как им кажется, соответствуют их мировоззрению. Но это утопия.
— В египетском университете, где я учился, тоже присутствовала пропаганда, — продолжает он. — Когда уехал воевать в Сирию, отметил, что среди множества группировок выделяются особенно фанатичные на религиозной почве. И когда появился ИГИЛ, они все объединились под его знаменами. Шла массированная пропаганда, показывавшая им тот ислам, который они хотят видеть. Но в последующие годы я стал замечать, что не все нормы шариата соблюдаются. А так как ИГИЛ в основном представлена иракской группой, то и отношение к иракцам в ней другое. Тогда появилась мысль, что это делается намеренно, чтобы затянуть молодежь в необходимый иракцам конфликт, связанный с нефтяными месторождениями.
Потом стал встречать других русскоязычных ребят. И в ходе общения стало понятно: и они замечают, что к шариату все это никакого отношения не имеет. Их просто используют в своих целях.
Затем начался голод. Многие большие эмиры начали сбегать с деньгами, стало приходить еще и понимание, что крайними останемся мы. А вся эта война — политика определенных стран, которым все происходящее выгодно. Даже по ТВ реклама шла о помощи сирийскому народу.
Я переживал за свою семью, хотел покинуть территорию с женой и детьми, но это было очень трудно. Часто те, кто пытался, попадали на минное поле или под авиаудар. Или в спецструктуру игиловцев, которая арестовывала сомневающихся. Были случаи казней. Идти с больной женой по пустыне, с риском нарваться на авиаудар, игиловский патруль или курдов было невозможно. А потом увидел видео про операцию «Жусан», когда казахстанцам помогали вернуться на родину, и стал ждать случая. Потом ИГИЛ и США как-то договорились, чтобы нас отпустили, и мы отправились домой.
По словам Бахтияра, он очень сожалеет, что так бездарно потратил несколько лет своей жизни, и очень надеется на поддержку людей.
Марат МЫРЗА,
по информации Zakon.kz.