Жабал ЕРГАЛИЕВ,
писатель-драматург,
заслуженный деятель РК,
член Совета сенаторов при Сенате Парламента РК.
В рамках программы «Рухани жаңғыру» по обе стороны автотрассы Нур-Султан — Бурабай установлены памятники великим сынам Великой Степи — Кенесары хану, Биржану сал, Балуану Шолаку, Укили Ыбыраю и Акану серэ. Жизнь и деятельность каждого из этих выдающихся личностей — это история, оставившая яркий след в сердце нашего народа.
Скоростная автотрасса Hyp-Султан — Бурабай, проложенная в первые годы обретения нашей страной Независимости по прямому указанию Елбасы и при его постоянной поддержке, это первый в истории нашего государства автобан, построенный согласно мировым стандартам и ведущий к прекрасной земле Кокше. Шестиполосную дорогу, на которой скользящие, как по зеркальной глади, автомобили даже не шелохнутся, многие Казахстанцы называют не иначе, как «Главный путь Независимости».
Недавно вдоль главной дороги нашей Независимости были установлены памятники великим сынам Великой Степи — Кенесары хану, Биржану сал, Балуану Шолаку, Укили Ыбыраю и Акану серэ. В своей программной статье «Семь граней Великой степи» Первый Президент РК — Елбасы Нурсултан Назарбаев подчеркнул: «Великая степь также породила целую плеяду выдающихся деятелей. Среди них такие масштабные фигуры, как аль Фараби и Яссауи, Кюль-Тегин и Бейбарс, Тауке и Абылай, Кенесары и Абай и многие другие. Поэтому нам следует, во-первых, создать учебно- образовательный парк- энциклопедию «Великие имена Великой степи», в котором под открытым небом будут представлены скульптурные памятники в честь наших знаменитых исторических деятелей и их достижений». Это его мысль уже, можно сказать, начала воплощаться в жизнь.
Теперь продолжим наш разговор об исторических личностях, памятники которым установлены на возвышениях вдоль автотрассы. «Да, светлые души, вернулись, наконец, на родную землю?» — не раз слышал я радостные возгласы пожилых людей, с которыми приходилось подъезжать к тому или иному памятнику. И на самом деле, событие это великое, оно не может не радовать, и не волновать наши сердца.
На выезде из Бурабая в сторону столицы, по правой стороне дороги, на открытой площадке, которую окаймляет густой сосново-березовый лес, расположен памятник Кенесары хану. Скульптура гордо сидящего на коне хана вызывает множество размышлений.
Не сотрутся из памяти народной события древней истории о том, как в свое время согласно уставу Российской империи 1822 г. «О сибирских киргизах» в казахской степи начал рушиться ханский уклад. Немало исторических свидетельств того, что Кенесары хан пытался вначале дипломатически влиять на безраздельное господство и установление своих порядков на казахской земле царским самодержавием. «Завещанные нашими предками Есил, Нура, Актау, Ортау, Каркаралы, Казылык, Жаркайын, Обоган, Тобол, Окиян, Тозак до Урала при нынешнем царе отобраны у нас и построены укрепления. Теперь с каждым днем, захватывая наши территории, закладывают укрепления и этим доводят население до отчаяния. Это не только для нашей будущности, но и для сегодняшнего существования опасно», — пишет он высоким сановникам белого царя, потом еще: «…Отец великого государя императора, белый царь, покойному моему Аблай хану предоставил обширную свободу, соизволил обещать, чтобы каждый владел своим, чтоб русские производили между собой торговлю, чтобы между ними свободно ходили караваны, и каждый занимался своим промыслом. Таким образом, проживали некоторое время, всякий, находясь под беспредельной сенью покровительства государя. По окончанию отца нашего Аблая преемником был сын его султан Валий. При этом хане и отце великого государя императора народ наслаждался долгое время спокойствием. Тогда никто не делал насилий и притязаний на земли кайсакские, не измеряли кочевки и не строили на оных укрепления. При нынешнем великом государе и в наше время, доставшиеся в наследство от покойного отца нашего Аблая земли усеяны укреплениями. Не хочу противиться начальству и не прошу о тех землях, на которых построены уже укрепления. Если бы выпросили у государя императора земли, следующие мне в наследство от отца нашего, как-то: Тургай, Улу-Тау, Сарысу, и по сию сторону Исиль-Нуры, то заставили бы молиться о государе императоре. Сколько я просил об этом высшее начальство, но оно никогда не слушало», -пишет он императору Николаю I, высказывая свои мысли и просьбы.
Видя, как родная земля становится достоянием чужих людей, не получив ни единого ответа на свои письма, видя, как продолжает на его родине укрепляться и шириться царская администрация, притесняющая казахское население, Кенесары хан, встав впереди своего войска, решил быть защитой и опорой для своего народа. Выдвинувшись из Бурабая со своими отрядами, он повернул в сторону Караоткеля, затем Кене хан добрался до Акмолинского укрепления, где разгромил оборонявшие его царские войска.
Потомки, живущие сегодня на просторах Великой степи, знают из истории о событиях национально- освободительного движения 1834-1847 годов, которые начались с похода на Акмолинское оборонительное укрепление Кенесары Касымова, внука хана Абылая, двадцать седьмого потомка известного на весь мир великого завоевателя Чингисхана. Как одно из доказательств тому — в центре нынешней столицы нашего независимого государства, г. Нур-Султана, того самого Акмолинского укрепления, на которое походом двинулся в свое время хан Кене, не сумевший более терпеть царскую колонизаторскую политику, на берегу реки Есиль, разделившей город на две части — распоряжением Первого Президента РК, Елбасы Нурсултана Назарбаева установлен памятник Кенесары хану.
Думается, установка еще одного памятника вдоль одной из главных дорог казахской земли нашему великому предку Кенесары хану, свидетельствует о высочайшем росте духовности нашего народа. Запечатленный в бронзе на высоком постаменте Кене хан, как воин-победитель, кажется, готов снова отправиться в трудный, но славный путь.
И это, безусловно, было бы красивое шествие победителя!
Выехав по автотрассе из Бурабая в сторону Hyp-Султана, вы обязательно увидите вдоль дороги величественный памятник Биржану сал и невольно захотите остановиться подле него. Ведь это — Биржан сал! Вам непременно захочется мысленно тронуть струны домбры, которую держит в руках «классик казахской музыки», как назвал Биржана исследователь казахской музыки, академик Ахмет Жубанов. Вас охватит радостное впечатление, как будто вы явственно слышите громогласный голос народного любимца, певца и композитора, возвышающегося на гранитном постаменте над родными и дорогими его сердцу просторами.
Наводит на размышления и тот факт, что памятник классику казахской песни и музыки установлен на дорожном участке, проходящем мимо района Биржан caл. Родина акына, место, где он появился на свет, раньше называлось Енбекшильдерским районом. Указом Первого Президента РК от 13 декабря 2013 года Енбекшильдерский район Акмолинской области переименован в район Биржан сал. Это решение Елбасы встречено народом с большим воодушевлением, а теперь и установленный памятник, отвечая настроению земляков, стал настоящим украшением этой местности.
На отрезке автотрассы, пересекающей Буландынский район, в красивом месте, где дорогу с обеих сторон обступают сосновые колки, с высокого постамента «смотрит» вдаль скульптурная фигура Балуана Шолака, словно вглядываясь в окрестности, где встречал он немало сильных и смелых людей. В образе Балуана Шолака, созданном мастером, сочетается и природная сила, и тонкая ранимая душа, в которой рождались лирическое песни. Мощь, веющая от этого расположенного вдоль дороги памятника, радует душу и глаза путника. Балуан Шолак — Нурмагамбет Баймырзаулы никому не позволял взять над ним верх при жизни и сегодня, стоя на высоте, на которую вознес его независимый народ Казахстана, словно говорит:
Не страшны мне враги, ни плена преграда,
Быть любимцем народа мне в жизни награда.
Я взращен и возвышен народом моим,
Балуан я Шолак, избалованный им!
-И как будто безмерно радуется своему возвращению на родную землю.
А вон там, это же Акан!… Акан серэ! Увидев памятник Акану серэ, душа путника вновь ликует, наполнятся радостью. Вдоль главной дороги, ведущей из Бурабая в Нурсултан, на вершине сопки, что раположена на въезде в Аккольский район, высится, привлекая внимание, памятник Акану серэ, который тоже заставляет размышлять. Серэ как будто выглядит грустным? Или показалось? А, может быть, художник уловил выражение смешанных чувств: нежности от любви, радости от того, что народ назвал его серэ, страданий от потери любимого коня Кулагера, погибшего от рук завистника во время байги, устроенной на поминальном асе Сагыная на берегу озера Кусак, что в Ерейментау. Эх, жизнь! В такую минуту, как будто бы явственно слышатся полные горя слова песни-плача Акана серэ, в которой степной поэт оплакал гибель своего любимца. И кажется, те пронзительные слова снова всколыхнули степной простор, и на миг душа предается печали. Поднимаешь глаза к небу, словно в поисках черного воробышка — Караторгая Акана серэ. А небо над головой чистое и бездонно-голубое. И великий Акан серэ, наполнив родную землю под этим вечным небом красивыми песнями, живет вместе со своими произведениями в сердцах потомков вечной жизнью. Только не огорчайся, не горюй, сердце мое, серэ! На одной из священных вершин Великой степи установлен памятник Акану серэ Корамсаулы, а это значит, что даже время не сотрет из памяти и нынешнего поколения независимого Казахстана, и будущих потомков произведения акына, его личность. И свидетельством тому — гордый лик Акана серэ, который навечно застыл в бронзе на главной дороге Независимости.
На этой же дороге находится и памятник Укили Ыбыраю. Имя Ыбырая Сандыбайулы, напоившего казахскую Сахару красивыми, звучными песнями, по сей день в народных устах. Даже в самые тяжелые для него времена, в 30-е годы прошлого столетия, когда он был угнан из родных мест с тяжелым клеймом «враг народа», любящий его родной народ хранил его песни в своих сердцах, передавая из уст в уста, из поколения в поколение. Особо популярную песню акына Укили Ыбырая «Гәкку» композитор Евгений Брусиловский включил в свою оперу «Қыз Жибек» как основную арию Жибек, а песню «Арарай» использовал в опере «Ер Тарғын» как арию Аюкунис. И это факт свидетельствует о красоте, звучности и напевности песен Укили Ыбырая.
В 50-х годах прошлого века Укили Ыбырай при поддержке Сабита Муканова сумел избавиться от клейма «враг народа», однако до сих пор неизвестно, где захоронены его останки, какая земля стала его последним пристанищем. А здесь, в родном краю, он отлитый в бронзе таким, каким мы привыкли его себе представлять: в той самой шапочке с пером совы, с домброй в руках, которую акын, кажется, вот-вот тронет и польются над степью его печально-пронзительные строки о милом его сердцу Кокшетау, земле, к которой он стремился всей душой с чужбины, но так и не добрался при жизни.
Если говорить о пяти памятниках выдающимся личностям Великой казахской степи, установленным вдоль главной дороги Независимости, то, думаю, следует подчеркнуть, что этот своевременный и дальновидный шаг — есть возвышение национального духа казахского народа. В свое время, когда Казахстан был одной из окраинных республик, у нас не было возможности возвеличивать памятниками выдающихся личностей казахского народа. Та эпоха канула в Лету. Сегодня, модернизируя свое сознание, на возвышенностях наших степных просторов, вдоль дорог мы устанавливаем памятники славным сынам своего народа. И цель у этих мероприятий важна — каждый проезжающий мимо путник обязательно вспомнит, не знающий — узнает о том, какие люди жили, трудились и творили на этой священной земле.
Вдоль главной дороги нашей Независимости между Бурабаем и Нур-Султаном установлены памятники великим сынам Великой Степи — Кенесары хану, Биржану сал, Балуану Шолаку, Укили Ыбыраю и Акану серэ. И велика в том заслуга областного акимата, при поддержке которого эта идея воплотилась в реальность.
Бесспорно, что памятники истории великим личностям играют свою особую роль в модернизации общественного сознания. Не зря Елбасы своим Указом обозначил последнее воскресенье июля Национальным днем домбры, справедливо возвеличив таким образом священный для казахов древний музыкальный инструмент. И этот мудрый посыл Лидера нации пролил свет надежды, разбудил угасающий было интерес современной молодежи к домбре. Мы снова с упоением слушаем родные сердцу звуки домбры. На родине сал и серэ — Кокшетау — при поддержке областного акимата на площади перед зданием Казахского музыкально- драматического театра им. Ш. Хусаинова установлен 11-метровый монумент Домбры. Отныне эта площадка летом становится местом встречи творческих людей — акыны читают здесь свои стихи, здесь же часто проходят концертные мероприятия кюйши, вокалистов, словом, это место в центре города отчетливо начинает обретать черты своеобразного амфитеатра под открытым небом.
Все мы видим и знаем, какаким области Ермек Маржикпаев поддерживает местные творческие таланты, специалистов сферы культуры. С его участием в Кокшетау прошел фестиваль акынов, посвященный 195-летию Кокшетау. Это был настоящий праздник поэзии, высокого слога. Акын-айтыскер из Кокшетау Кудайберли Мырзабек и специально приглашенный на мероприятие из Кзылорды обладатель награды «Алтын домбыра» Мухтар Ниязов щедро осыпали гостей стихотворным шашу. Участниками фестиваля стали около 20 поэтов из разных районов нашей области и Караоткеля. Они читали собственные стихи, подарив зрителям массу эстетического удовольствия.
Одно из значимых мероприятий в рамках программы «Рухани жангыру» с целью развития прикладного искусства стал фестиваль по вышиванию «Қурақ көрпе Fest», вызвавший неподдельный интерес кокшетауцев. Тогда Кокшетау заявил о себе на весь мир, установив два мировых рекорда и войдя в Книгу рекордов Гиннесса. Акмолинские мастерицы рукоделия собрали круг диаметром 33 метра из национальных одеял — құрақ көрпе. Зарегистрирован тогда же еще один рекорд «Самый длинный құрақ көрпе в мире» более 11 км в длину. Лоскутные изделия, созданные руками многих женщин, стали своеобразным талисманом на богатство и благополучие Кокшетау и олицетворением безмерного гостеприимства. Вместе с участниками фестиваля такому мировому рекорду поражался специально прибывший из Москвы один из руководителей международного агентства регистрации рекордов «Интеррекорд» Болат Кабулов. Он с радостью делился, что видит такое впервые: құрақ көрпе покрыло огромный участок степи — поистине захватывающее дух зрелище. На глазах кокшетауцев результат был внесен в книгу рекордов Гиннеса, а акиму области Ермеку Маржикпаеву вручено специальное удостоверение. Радости людей не было предела.
Духовная модернизация людей набирает силу. Все это происходит благодаря независимости нашего государства, единству и сплоченности нашего народа. Это бесспорный факт. Беречь и сохранять, что имеем, что может быть вернее и лучше?
Фото Тулегена КОШЕГУЛОВА.