Госуслуги. «Онлайн» больше, чем «классика»

Брифинг
В РСК сотрудники областного филиала Государственной корпорации «Правительство для граждан» рассказали журналистам о новых возможностях получения государственных услуг населением.

Заместитель директора филиала Нурбек Каиржанов проинформировал, что некоммерческим акционерным обществом «ГК «Правительство для граждан» согласно реестру на сегодняшний день оказываются 723 услуги. Из них: 648 — через Госкорпорацию, 580 — портал электронного правительства и 75 — исключительно через услугодателя.

Согласно изменениям в законодательстве, с 1 ноября т.г. из реестра государственных услуг исключается адресная справка. Соответственно после вступления их в силу всевозможные организации: школы, больницы, жилищно- коммунальные хозяйства, посольства и консульства, компании и другие — не должны запрашивать у граждан Республики Казахстан адресные справки с места жительства ни при каких обстоятельствах. Их нельзя будет получить ни через ЦОН, ни через портал электронного правительства (ПЭП).

В случае необходимости услугополучатели смогут проверить место своей регистрации в личном кабинете на ПЭП или через приложение eGov mobile. При этом другие организации, в том числе частные компании, которым может понадобиться информация о регистрации гражданина, смогут это сделать посредством сервиса получения справок третьими лицами на ПЭП. Но только в том случае, если гражданин даст свое согласие посредством SMS на одноразовое получение сведений о своей регистрации. Обязательным условием для получения SMS на телефон услугополучателя является регистрация в базе мобильных граждан. Последнее можно осуществить самостоятельно в «Личном кабинете» на ПЭП, в графе «телефон» указать/поменять номер телефона и подтвердить ЭЦП либо обратиться в любой ближайший ЦОН.

Государственная корпорация постоянно повышает доступность и эффективность оказания госуслуг, используя передовые цифровые технологии. В настоящее время более 50 государственных услуг можно получить посредством одноразового пароля, не используя ЭЦП.

В связи с большой популярностью социальных сетей созданы дополнительные удобные сервисы для получения госуслуг. Сегодня в Telegram-бот можно получить 20, через чат-бот ВКонтакте — 19, а в Facebook — 15 государственных услуг. Благодаря активной работе сотрудников ЦОНа количество пользователей Telegram-бот составляет 54108. Сотрудники отделов по обслуживанию населения постоянно ведут работу по популяризации электронного правительства, новых сервисов ТБ, ФБ, ВК, E.gov Mobile. За октябрь т.г. проведены 15 акций «ЦОН в кармане». В сентябре городскими специалистами осуществлены выезды в КУАМ, торговые дома, медицинские и другие государственные учреждения и организации. В субботние и воскресные дни — акции по получению водительского удостоверения   и   регистрации транспортного средства через ПЭП. По их результатам выдаются электронные сертификаты. За 2019 год по области их выданы 66918.

Запущена новая версия мобильного приложения электронного правительства. В ней значительно упрощен процесс использования ЭЦП на мобильных устройствах пользователей. eGov mobile позволяет привязать ЭЦП к 4-х значному PIN коду и встроенной биометрии Face ID и Touch ID. Один раз привязав ЭЦП к PIN коду и биометрии, можно не отвлекаться на выбор ЭЦП и ввод пароля каждый раз при авторизации и получении услуг.

В новом eGov mobile доступна функция выпуска или перевыпуска ЭЦП с самого мобильного приложения. Имеющиеся сертификаты можно загрузить с письма в почтовом ящике пользователя. Для этого достаточно открыть их с файлами ЭЦП в почтовом клиенте и последовательно сохранить. По истечении срока действия — перевыпустить ЭЦП с мобильного приложения. На данный момент в новом приложении eGov Mobile реализованы 26 услуг. С прошлого года на портале электронного правительства стало возможным оформить водительское удостоверение и произвести регистрацию автотранспортного средства. Также можно оформить прописку по месту жительства.

«Национальные информационные технологии» и АО «Казпочта» запустили на портале eGov.kz сервис оплаты штрафов, пошлин и других платежей с баланса мобильного телефона. То есть, имея денежные средства на балансе, абоненты мобильных операторов «KCell» и «Beeline» могут оплатить штрафы, пошлины и другие платежи без использования банковской карты. Для этого при получении услуги нужно выбрать способ — «Оплата с помощью баланса мобильного телефона». Ввести свои данные и номер мобильного телефона, получить одноразовый SMS-пароль для подтверждения. В результате онлайн-оплата штрафа будет произведена, а чек об оплате сохранится в «Личном кабинете» eGov.kz. Помимо нового способа оплату можно произвести при помощи платежной карты или электронного кошелька.

Подать заявление на регистрацию рождения ребенка, оформить пособие и даже поставить ребенка в очередь в детский сад можно с помощью проактивной услуги, посредством SMS-сообщений. Получив уведомление из медицинского учреждения, информационная система в течение суток после рождения ребенка отправит вам поздравительное SMS с пошаговым запросом информации, необходимой для оказания услуг. Сведения, необходимые для оказания услуги, выйдут из информационных систем различных государственных органов, а недостающие будут запрошены у матери ребенка через SMS-запросы, включающие в себя краткие примеры заполнения.

Нурбек Алибекович процитировал слова председателя правления ГК «Правительство для граждан» Асемгуль Балташевой: «Казахстанские ЦОНы пошли дальше, чем реализация принципа «одного окна» и стали реализовывать принцип «одного заявления», когда сразу несколько разных госуслуг можно получить лишь по одному заявлению». К примеру, раньше гражданам при выходе на пенсию приходилось три раза посещать ЦОНы и писать четыре заявления. В скором времени в рамках оптимизации 55 различных госуслуг будут объединены в 21 композитную услугу.

Всевозможные сервисы на ПЭП дают возможность написать и отправить обращение в государственный орган из списка. При этом граждане имеют гарантию доставки обращения и, отслеживая их статусы, получают ответы здесь же на портале. Кроме того, можно проверить услуги и чеки на предмет достоверности, а также социальный статус, просмотреть и оплатить предстоящие налоговые платежи. В г. Hyp-Султане запущен проект по предоставлению госуслуг по биометрическим данным, то есть по отпечаткам пальцев, которые предварительно заносятся в базу. Скоро по всей стране услугополучателям не придется использовать ЭЦП и одноразовые пароли, достаточно будет отпечатка пальца.

Некоторые разъяснения по новым технологиям оказания госуслуг дала руководитель управления координации фронт-офисов Госкорпорации Асель Сансызбаева. Спикеры ответили на вопросы представителей СМИ.

Марат МЫРЗА.

Читайте также