Новое в образовании
шла речь на первом республиканском семинаре- практикуме с целью повышения профессиональной компетенции молодых руководителей организаций образования, прошедшем в минувшую пятницу на базе РУОЦ «Балдаурен». Его участниками стали директора школ и их заместители, учителя, а также сотрудники кадровой службы МОН РК, преподаватели НАО им. Ы. Алтынсарина, ТОО «USTAZ Professional Learning Centre», члены республиканского совета директоров общеобразовательных школ.
И на пленарном, и на секционных заседаниях собравшиеся из разных уголков страны педагоги обсуждали актуальные проблемы управления организациями образования в современных условиях, эффективные формы и методы, основные направления образовательного менеджмента в соответствии с вызовами времени.
С приветственным словом на открытии пленарной части семинара к участникам обратился заместитель гендиректора по УВР РУОЦ «Балдаурен» Жангельды Амиргалиев.
Руководитель управления по работе с педкадрами и мониторингу предоставления госуслуг МОН РК Айман Дюсембаева в своем выступлении отметила, что это первое мероприятие в масштабах республики, которое поможет выявить и готовить на руководящие должности молодых, целеустремленных педагогов. «МОН РК проводит большой спектр работы для того, чтобы руководящие посты в организациях образования занимали молодые, грамотные специалисты. Как известно, сегодня на рассмотрении в Мажилисе находится проект Закона РК «О статусе педагога», в котором конкретно оговаривается повышение заработной платы директоров школ, поддержка молодых специалистов. Если, к примеру, он имеет звание магистра, то ежемесячно получал бы 25% надбавку к заработной плате, другое. Уверена, во главе школ должны стоять молодые, перспективные руководители, владеющие современными технологиями, знающими, как их результативно использовать. И если мы основательно займемся подготовкой именно таких креативных молодых людей, умеющих повести за собой коллектив, то уже через пять-шесть лет увидим результаты их труда. А сегодняшним семинаром-практикумом мы закладываем основу этой большой и благой работы», — сказала она.
«Смогут ли технологии заменить учителя?» — задался вопросом руководитель отдела ТОО «USTAZ Professional Learning Centre» Асхат Хамидуллин из г. Hyp-Султана. По его мнению, поскольку мы живем в ежедневно технологически меняющемся мире, то языком учеников невольно становится язык технологий. Поэтому педагоги просто обязаны знать больше учеников, уметь ответить на их вопросы, научить их. Однако на практике не все учителя стремятся активно овладевать новыми технологиями по ряду различных причин. А ведь, к примеру, сегодня проверить ученический тест, на что иные педагоги тратят несколько часов, достаточно, воспользовавшись смартфоном, сделать это за несколько минут. То есть, как отметил спикер, части учителей, сломав внутреннее сопротивление, победив страхи, нужно как можно быстрее овладевать инновациями. «Сегодня государство оказывает существенную помощь в этом плане учителям. К примеру, специалисты нашего ТОО «USTAZ Professional Learning Centre» ездят по регионам с целью обучения педагогов в глубинке в нескольких направлениях, одно из которых — цифровая грамотность. Так что процесс, хоть порой медленно и болезненно, все же идет, при этом технологии не должны заменить учителя, в чем, прежде всего, должны быть заинтересованы они сами», — отметил он.
О нормативно-правовом обеспечении образовательного процесса присутствующим рассказала старший научный сотрудник центра координации методологического обеспечения сред-него образования НАО им. Алтынсарина Алма Мухамеджанова, «Управление изменениями: тренд или образ мышления» — тема доклада директора филиала «Центр педагогического мастерства» г. Кокшетау Динары Ильясовой.
Перед началом семинара мы поговорили с его участниками. Директор СШ №22 г. Талдыкоргана Алия Акшулакова поделилась: «Между статусом педагога советской поры и современным есть существенная разница. Если раньше это была личность, непререкаемый авторитет, то сегодня это креативщик, современник ученика. То есть учитель должен меняться согласно переменам в обществе. И это закон времени. Что касается темы семинара, на мой взгляд, успешен тот руководитель, который продолжает учиться каждый день, в том числе не чурается учиться и у своих учеников, тот, кто авторитарный стиль работы прочно сменил на демократичный. Успешен директор школы, сумевший результативно объединить три главных направления работы: ученики — родители — коллеги».
По мнению самого молодого руководителя-директора ШГ №7 г. Щучинска Дамира Сураганова, находящегося на этой должности около полугода, одна из составляющих успешности человека, возглавляющего школьный коллектив, — это быстрота его реакции на изменения, ежедневно происходящие вокруг. Прежде всего руководитель каждый день должен без устали совершенствоваться: учиться, искать, думать, анализировать, идти вперед, как бы трудно ни было, заряжать таким подходом коллектив. Не будут искать и учиться новому педагоги — они не будут интересны своим ученикам. Это аксиома.
«Одна из главных проблем педагогического сообщества сегодня, конечно же, повышение статуса учителя. Но я хотел бы обратить внимание коллег на такой момент: необходимо повышать и статус директоров школ и их заместителей. В течение последних трех-четырех лет в школах растет тенденция частой сменяемости заместителей директора, заработная плата которых при огромной рабочей нагрузке в основном ниже зарплаты учителя…
Еще из наболевшего — на педагогические специальности не должны идти молодые люди только потому, что больше никуда не смогли поступить, а здесь был «недобор». Если в педвузах будут учиться девушки и парни, мечтавшие стать учителями с детства, то результат будет очевиден», — сказал он.
Во второй половине дня участники детально разбирали тему семинара на трех секциях, где речь шла о стратегии развития школы, решении управленческих проблем, стратегии и тактике управления персоналом с мастер-классами от приглашенных специалистов.
В субботу, 26 октября, выработав рекомендации семинара, приняв резолюцию, получив сертификаты, участники семинара, а это более ста человек, разъехались по домам. К слову, все наши собеседники выражали искреннюю признательность инициаторам и организаторам форума за приглашение на конструктивный диалог и радушный прием в РУОЦ «Балдаурен».
Раушан УТЕУЛИНА.
Бурабайский район.