О духовной культуре Казахстана

В Акмолинской области создан и действует международный научно-исследовательский проект «Шокан жолдары», который объединяет всех, кто любит и ценит старину, кто желает глубже постичь ее тайну и загадки.

Постигая гений Шокана, члены проекта участвуют в научно- исследовательских экспедициях по изучению древних памятников Казахстана, Средней Азии и Зарубежья, занимаются пропагандой духовного наследия выдающихся представителей мировой науки и культуры, научно- просветительской работой среди населения. Так, с 17 по 25 июля участники проекта выезжали по маршруту Кокшетау- Туркестан- Арыстанбаб- Шымкент- Отырар- Шилик- Сулу Тобе — Шиели. Члены общественного объединения, студенты, магистранты, ученые приняли участие в торжествах по установлению надгробной плиты Нияз батыру в Арыстанбабе, устроителем и идейным вдохновителем которого был предприниматель из Кокшетау Есимбек Кудасбаев; посетили пантеон Окшы Ата, аул Балаби, селение Наршокы — место, где родился Мустафа Шокай, встретились со студентами Шымкента, выступили с познавательными лекциями об Отраре.

И в этой ипостаси вполне закономерно, что история жизни Балаби, средневекового философа, ученого, прорицателя, сказителя и златоуста-оратора, похороненного в пантеоне «Окшы Ата», что в Кызылординской области, вызывает огромный интерес. Балаби похоронен в пантеоне семи святых, что носит название Окши Ата, по имени одного из них. Пантеон, как явствует из архивных документов, является памятником Огуз-кыпчакского периода (ІХ-Х вв.).

Балаби, судя по немногим источникам и материалам, родился в 1811 году в Байгекуме, что недалеко от знаменитого Жолека Кызылординской области. Отец его — Есенали имел четырех сыновей — Дилмамбета, Елеусиза, Шойынбека, Бименбета. Когда Бименбету исполнилось 13 лет, их отец умер, и подростку пришлось рано познать труд кочевника. Бименбет рос не по годам умным, сметливым, самостоятельным. Воспитывался он у дяди, младшего брата отца. Аргынбай часто брал его с собой на торжества и праздники, советы старейшин. Бименбет вскоре стал известной личностью. Его, хоть он и был совсем юным, часто приглашали решать спорные вопросы и конфликты. Народ, видя его незаурядные его способности: умение говорить ясно и точно, владение даром убеждения, прозвал Балаби, что означает — ребенок би».

До сегодняшнего дня сохранились в народе его искрометные выражения, афоризмы и меткие определения, ставшие пословицами и поговорками. Не было ни одного спора, где бы Балаби не выходил победителем. Вот одна из таких историй, передаваемая из уст в уста. Известный бий Смаил, аксакал из рода Жарасбай, не поддавался на уговоры кыпчаков уладить миром дело об убийстве своего сородича. Кыпчаки требовали уплатить кун, как положено было в те времена, и завершить тяжбу, но Смаил, используя свой авторитет, не хотел признавать явных фактов и всячески избегал вынесения окончательного решения в пользу кыпчаков. Тогда кыпчаки, в очередной раз выезжая на сходку, захватили с собой 11-го Бименбета. Делегацию встретили по всем законам гостеприимства, отвели им отдельные покои, усадили за богатый стол. Аксакал, увидев среди взрослых подростка, недовольно сдвинул брови: «Разве это свадьба или похороны старухи, чтобы вокруг бегали дети? Мы собрались вынести важное решение, мы говорим о серьезных вещах, связанных с гибелью взрослого человека и уплаты куна за убийство. Здесь должны сидеть уважаемые бии, которые имеют право защищать интересы своих родов, достоинство и честь каждого из них. Кто этот замухрышка- верблюжонок, кто этот мальчишка? Ему здесь не место». Бименбет, спокойно выслушав, ответил: «Вы правы, почтенный бий, разве не говорили древние мудрецы, что смерть мужчины оспаривают только горячие юные головы да старые черти? Вот я и пришел защитить честь своего рода». Ничего не смог ответить на эти слова Смаил би, только распорядился тотчас же уплатить запрашиваемый кун, одарить подарками гостей. Так были восстановлены добрые отношения между двумя родами.

Если знаменитые батыры Кудайменды, Жаназар, героический Туганбай датка защищали родную землю с оружием в руках, то Балаби силой ораторского дара, меткостью слова отстаивал интересы народа.

Балаби и знаменитый златоуст Досбол были почти ровесниками, Балаби был старше Досбола всего на 4 года. На всех сборищах, больших собраниях первым начинал говорить Балаби, а Досбол подхватывал его слова.

Однажды Балаби почувствовал, что не может найти верного ответа, нужных слов и попросил уДосбола табакерку, тот промолчал. Тогда, рассердившись, Балаби громко повторил свою просьбу. Досбол догадался, что друг терпит неудачу, и, сориентировавшись в ситуации, быстро закончил мысль Балаби. Возвращаясь домой Досбол сказал: «Эй, Балаби, ведь если не я, ты проиграл бы тяжбу, даром, что ты удачливый, и язык у тебя подвешен». На что Балаби отвечал: «Эх, и глупый ты человек. В том и счастье мое и удача, что у меня есть такой находчивый и сообразительный друг. Поэтому я и говорю, что удачлив, а ты красноречив».

Однажды Балаби со своей свитой решил навестить друга. Досбол, услышав об этом, уехал на пастбище, так как не мог достойно встретить гостей у себя в доме. «Ведь он же едет ко мне, а не в мой дом», — подумал он. Балаби, подъехав к аулу Досбола, увидел, что юрта друга старая и вся в заплатах. «Что будем делать? — спросил его спутник, — может быть, поедем к баю и подождем его там?». «Нет, так не пойдет. Мы приехали к нему, вот и должны встретиться с ним», — отвечал Балаби. Балаби поехал на пастбище, спешился и подошел к Досболу. «Вот решили с вами поговорить», — сказал Балаби. Досбол же сказал: «Главное — это человек, а не его красивый дом».

Балаби, поговорив еще некоторое время с Досболом, попрощался с ним и вместе с жигитами уехал. По дороге один из них сказал: «И зачем мы приезжали к нему, что мы тут нашли?». Балаби отвечал: «Что мы взяли? Что нашли? Я специально приехал к другу, и он мне подарил свое драгоценное Слово, Слово златоуста, посвященное мне, а это дорогого стоит. «Достойного человека достаточно лишь увидеть, увидеть его самого, а не его дом». В этих словах моего друга заключен глубокий смысл, дорогие мои, и я рад, что я их услышал». Прошли года, и уже в глубокой старости Балаби, окруженный уважаемыми людьми, своими сородичами, позвал своих друзей и сказал: «Вы пришли сюда по моему зову, да благословенны будут ваши дни. Старость стоит у моей постели, и силы мои иссякли. Хочу, чтобы запомнили вы мои слова и передали моим потомкам. Пусть живет моя любовь к вам в их сердцах, и не забыто будет мое имя в веках. Дорогие мои, ответьте на мои вопросы: «Что тяжелее земли? Что глубже океана? Что жарче пламени? Что выше неба?». Собравшиеся толковали так и этак, но не смогли разгадать загадку Балаби. Тогда старец сказал: «Хорошо, я сам отвечу на свои вопросы. Тяжелее земли — знание, разум. Глубже океана — наука, образование. Жарче пламени — жизнь человеческая, мир. Выше неба — гордыня эгоиста».

Духовное наследие Балаби — это часть мировой сокровищницы, значимое культурное явление, символ ее, формировавший в течение нескольких веков национальное самосознание. Балаби — реальное лицо реальной эпохи, избравший для себя удел защитника чести и свободы народа, его совесть и ее выражение.

Раушан ИМАНЖҮСІП,
доктор философских наук,
председатель ОО «Шоқан жолдары»,
член
Союза журналистов РК,
отличник образования и культуры РК.

Читайте также