На пути к истине

Чем больше мы постигаем Абая, познаем и открываем для себя все новые и новые грани его художественного гения, тем больше мы учимся понимать сегодняшнюю нашу жизнь, осмысливать то, что происходит снами.

Абай всегда с нами. В этом контексте усилия доктора философии, профессора, члена-корреспондента НАН РК Гарифуллы Есимова значительны. Коллоквиум Абая в генах государственного университета, носящего имя великого поэта, в преддверии ауэзовского года подтвердил, если сам Абай неисчерпаем, то конкретное абаеведение может иметь вполне зримые задачи.

Сегодня надо вести разговор с точки зрения нового прочтения поэта, философа, просветителя, с учетом современного видения, пытаясь познать истинного Абая.

И здесь надо сказать о самом Гарифулле Есимове — исследователе Абая нового поколения. Автор популярной книги «Хаким Абай», вышедшей на казахском и русском языках, отрывки из которой печатались в свое время на страницах «Казахстанской правды», предлагает в ней новый взгляд на мировоззрение Абая, на его личность, его поэзию. В этой книге Г. Есимов, в частности, пишет: «Абай счастливо избежал участи многих известных философов, мучившихся в поисках нужной системы для выражения своих мыслей. Он нашел своеобразный жанр — Слово — жанр вольной мысли, облаченной в соответствующую форму». И далее констатирует: «К сожалению, открытый Абаем жанр Слова не получил должного развития в отечественной литературе».

Здесь хочется не согласиться с автором, обратив внимание, как абаевское творчество повлияло на развитие самого писателя. Сборник философской прозы «Уроки памяти» и две книги публицистики «Размышляя о вечном» Г. Есимова, вышедшие вскоре после книги об Абае, написаны как раз в духе традиции, заложенной Абаем. Последние произведения Гарифуллы Есимова — жест душевной раскрепощенности, готовности судить о людях, о жизни, опираясь на свой собственный опыт. У Бердяева есть такое определение: «Человек самореализуется лишь в той мере, в какой он независим и способен к определенности личности изнутри». Думается, эти слова можно отнести к Гарифулле Есимову.

Но для того, чтобы понять философскую прозу Гарифуллы Есимова, надо обязательно прочитать этюды, которые являются ключами к его рассказам. Возьмем для примера два одноименных произведения: философский этюд и рассказ «Грех».

Фабула рассказа страшна своей незатейливостью: «Пошел второй день с тех пор, как надзиратели, уверившись в том, что Саттар не жилец, бросили его бесчувственное тело в барак. Он ничего не ел уже которые сутки, да и от сильных болей чувства голода не было. Только сознание было ясным, мысли теснились в голове одна за другой». Вот эти мысли героя в застенках НКВД достигают в сюжете самой последней точки, пока его еле слышный стон не услышит надзиратель и не ударит лопатой по голове: «Перед глазами вдруг открылся яркий свет. Саттару подумалось, что этот свет идет от Айни. Потом сознание померкло, свет потускнел… Сани, груженные мертвецами, медленно потянулись к лесу».

Размышления героя сводятся к тому, что вот он, человек невинный, по сути безгрешный, гибнет, а бессовестный, погрязший в пороке Кокен живет себе припеваючи, работает бригадиром в колхозе. Где же тогда справедливость господнего возмездия? И что в таком случае есть грех? «Ему казалось, что где-то там наверху распространили дурную болезнь, и все сошли с ума, потеряли на время рассудок… Вот в такое время довелось жить Саттару. Только и всего».

Рассказ кончается. Но заявленная в нем тема интерпретируется в философском этюде, где писатель уже не связан героем, а свободен оперировать своими суждениями, сверять их с философией суфизма. Два жанра как бы дают возможность одновременно действовать герою и оценивать его действия «сторонним» авторским сознанием.

«…Творец дал земные наслаждения именно: для удовлетворения плоти, а аскеты не принимают их. Как это понимать? Человечество ищет и не находит ответа на вечные вопросы…». Но писатель пытается найти их для себя и для нас: «Незнание меры приводит к духовной деградации и распаду личности». И вновь обращается он к высшему авторитету Абая, сказавшему: «Для блуждающего в поисках истины начало — всегда благо, конец — разочарование».

Гарифулла Есимов относит себя к блуждающим в поисках истины. Что ж, пусть это будет благом и для него, и для его читателей и почитателей. И никогда не наступит взаимное разочарование. Потому что каждый человек — носитель истины, и неисчерпаем интерес человека к человеку.

Раушан КОШЕНОВА.

Читайте также