Правительство Республики Казахстан утвердило перечни медицинских услуг, которые будут оказываться со следующего года в системе обязательного социального медицинского страхования и в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ОСМС и ГОБМП).
Разница между этими двумя пакетами заключается в следующем: пакет ГОБМП станет минимальным социальным стандартом для всего населения и будет включать в себя помощь при экстренных и неотложных состояниях, всеобщий охват первичной медико- санитарной помощи и контроль над заболеваниями, значимыми для всего общества. ОСМС охватит остальной перечень медпомощи, направленный на улучшение качества жизни каждого застрахованного и здоровье будущего поколения казахстанцев. Отмечается, что при подготовке нового перечня ГОБМП была проведена полная ревизия услуг с целью их максимальной детализации и оптимизации.
Внедряемая в Казахстане система основана на принципах обязательности и солидарности. Объем оказываемой медицинской помощи в рамках ОСМС не будет зависеть от суммы взноса в фонд социального медицинского страхования. Достаточно того, чтобы эти отчисления производились регулярно. Обязательное медицинское страхование дает каждому застрахованному право на единый пакет медицинских услуг независимо от размеров его дохода.
Государство ежемесячно будет делать взносы в ОСМС за 11 миллионов человек, планируемый охват системой ОСМС составит около 95% населения.
Общая сумма отчислений и взносов работодателей и индивидуальных предпринимателей по Акмолинской области за ОСМС с 1 июля 2017 года по 30 сентября 2019 года составляет 7 397,8 млн тенге (кол-во плательщиков (уникальных БИН/ИИН) — 38 978, кол-во потребителей (ун. ИИН) — 319 021), из них: отчисления работодателей — 7 053,6 млн тенге (95,3%) и взносы ИП 344,2 млн тенге (4,7%).
Для сведения
По республике общая сумма отчислений и взносов работодателей и индивидуальных предпринимателей составляет 214 002,9 млн тенге.
Что касается солидарной ответственности, то в систему социального медицинского страхования в 2020 году государство будет делать взносы за 15 категорий граждан, это более 11 млн человек. В месяц сумма взносов составит более 280 млрд тенге. В нынешнем году работодатели продолжают делать отчисления за своих работников, с 2020 года взносы в размере 1 % будут удерживаться с заработной платы работников, размер отчислений работодателя составит 2%.
Между тем имеются риски «выпадения» 1 101 466 наемных работников из системы ОСМС в виду непостоянной уплаты отчислений.
Основные причины — несоблюдение трудового и налогового законодательства и сезонный характер работы.
Кроме этого, есть категория граждан, которая не имеет прикрепления к поликлинике по месту жительства. Это граждане, которые не проживают по адресу прописки, но числятся в базе данных, и граждане, которые не обращаются в поликлинику, так как обслуживаются в ведомственных или частных медорганизациях.
Граждане, не имеющие официального трудоустройства, регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, которые не оказывают услуги по договорам гражданского правового характера могут быть самостоятельными плательщиками или оплачивать единый совокупный платеж (ЕСП), такая альтернатива была принята в начале текущего года. Размер единого совокупного платежа определяется из расчета месячного расчетного показателя, так для жителя областного центра 1 МРП = 2 525 тенге, для жителя сельской территории ЕСП составляет 0,5 МРП = 1 263 тенге. Этот платеж действует только на текущий и предстоящие месяцы. Задолженность будет оплачиваться по ставке закона об обязательном социальном медицинском страховании.
Организация обратной связи с населением построена по трем направлениям:
Первое: разъяснительная работа посредством Единого контакт-центра Правительства для граждан — 1414;
За период работы контакт-центра с 2017 года обработано свыше 43 тыс. звонков. Фонд на постоянной основе обновляет базу ответов на вопросы, осуществляет обучение операторов. При этом количество звонков заметно сокращается.
С учетом внедрения ОСМС ожидается рост обращений населения и юридических лиц по вопросам страхования, оказания медицинской помощи.
В этой связи фонд расширяет каналы обратной связи и с 1 декабря будет запущен call-центр. По номеру 1406 будут проводиться:
— консультация населения по вопросам медицинской помощи, по способам, размерам оплаты и наличии задолженности по взносам и отчислениям;
— рассмотрение обращений и жалоб;
— оценка удовлетворенности населения медуслугами.
Мониторинг предоставления услуг и лекарств проводится путем обратной связи. Из направленных 1 млн CMC, получено 27 тысяч отзывов, 4 тысячи граждан сообщили о неполучении лекарств. Материалы переданы в компетентные органы.
Пресс-служба фонда ОСМС.