О человеческих пороках и добродетелях

Премьера
Новый XXIII театральный сезон Казахский областной музыкально- драматический театр им. Ш. Хусаинова открыл премьерой трагикомедии известного отечественного драматурга, кавалера ордена «Қүрмет», заслуженного деятеля РК Султанали Балгабаева «Өтірік айтпайтын адам», что в вольном переводе означает «Человек, который никогда не обманывает». Режиссер постановки — заслуженный деятель РК Муратбек Оспанов.

Спектакль не только о такой напасти, как разъедающая наше общество коррупция, что, по словам английского мыслителя XVII века Томаса Гоббса, «есть корень, из которого вытекает во все времена и при всяких соблазнах презрение ко всем законам». Он еще и о человеческих взаимоотношениях, несбывшихся мечтах, слабостях, простом и понятном, на первый взгляд, желании жить лучше. Только каждый герой пьесы идет к своей мечте по разному, так, как умеет, считает нужным. В намеренно приглушенной режиссером тональности спектакля за внешней простотой поступков, фраз, интонаций отчетливо звучали очень важные для современного общества мотивы.

Начинается пьеса необычно. В полной темноте перед зрителем в световом круге появляется юная влюбленная пара. Они счастливы, у них впереди долгая и счастливая жизнь… Это был как бы пролог к рассказу о том, как жизнь порой распоряжается по-своему с людскими судьбами. Влюбленные расстаются, каждый, пережив разлуку, продолжает жить своей жизнью. Бизнесмен Ескендир (Толеубек Конбай), собрав деньги с дольщиков, обещает построить дом, однако часть денег осела в карманах его собственных и его сообщников, другая ушла на взятки чиновникам. На Ескендира заводится уголовное дело, его жена Динара (Жанар Кусаинова), привыкшая к роскошной жизни, со страхом думает о том, что придется расстаться со всем нажитым имуществом и ищет адвоката, да такого, чтобы не обманывал, не брал взятки. Но супруги знают: такого в родном отечестве им не найти. С большим трудом ей удается нанять адвоката Гульжамилю (Маржан Букешева), которая долгое время жила за рубежом. Вскоре Гульжамиля понимает, подзащитный — ее первая любовь Ескендир… В эмоциональном порыве она отказывается браться за это дело, аргументируя отказ его сложностью. Но, подумав, возвращается, возможно, потрясенная словами супруги Ескендира, которая в исступлении кричит: «Мне все равно, что будет с мужем, я не могу расстаться с нашим загородным домом, мне слишком поздно начинать все сначала…».

Свою долю комедийности внесли в сценическое действо так называемый общественный деятель и защитник пострадавших по имени Байжума (Кайрат Мурзабулатов), располагавший зрителя смешной говорливостью. В его лице автор высмеял известную обществу категорию людей — ходоков по кабинетам руководителей с различными просьбами. А также его спутница — одна из дольщиц Назерке (Галия Корабаева), и два подосланных и следящих за бизнесменом подозрительных типа (Касип Елеусиз, Санжар Акмаганбетов).

В работе актерской труппы — многогранной, психологически пластичной, выделяется игра тройки главных героев. Толеубек Конбай, как всегда, обаятелен в своей незаметной глазу полной сосредоточенности в роли. Актер умело обобщает и портретирует неординарный тип современного бизнесмена. Над ним нависла серьезная угроза, а он кажется невозмутимым, как будто его вовсе не заботят проблемы. Назвать его добрым тоже нельзя. Словом, это человек, умеющий держать удар, и думающий, конечно же, о дальнейшем собственном благополучии. И мысли при этом приходят ему в голову разные, ведь на чаше весов — смягчение неизбежного наказания…

Героиня Жанар Кусаиновой сдержанна, но по мере развития неожиданных для нее событий, ее высказывания начинают проникаться холодной смелостью, которая доступна только отчаявшимся женщинам. Перед зрителем одновременно и богатая хозяйка, зорко за всем приглядывающая, и госпожа — властный голос, прямой стан, и расстроенный человек, который может в одночасье лишиться всего. Гульжамиля  Маржан  Букешевой находится во власти навязчивых воспоминаний, связанных с любимым человеком, она все время вопрошает: «Что с тобой произошло? В кого ты превратился? Почему ты так поступил?». За витками их отношений зритель следит неотрывно, искренне героине сочувствуя. От наивной, доверчивой девушки, которую когда-то давно оставил Ескендир, в ней не осталось ничего. Она принимает решения теперь только рассудком, и эмоциям их не поколебать.

Что ж, казахский театр можно поздравить с еще одной успешной работой — по своему ироничной и драматичной. И заслуга в этом, безусловно, прежде всего, занятых в ней корифеев театра — Кайрата Мурзабулатова, Жанар Кусаиновой, Толеубека Конбая, которые и обеспечили спектаклю успех, следуя за режиссером, так, как умеют они, мастерски толкуя произведение, создав впечатление его стилевой завершенности и последовательности. Но без маленькой ложки дегтя, думается, не обойтись: порой мизансцены спектакля, построенного в основном на диалогах героев, казались излишне затянутыми, немного не хватало динамики действий.

Успеху постановки, безусловно, посодействовала и работа художника-постановщика Маймуры Топанбаевой. Лаконичные декорации точно передают ощущение роскошного дома, ни в чем не отказывающего себе современного бизнесмена…

Раушан УТЕУЛИНА.

Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.

Читайте также