Живое дерево ТОО «Блэк»

Местное производство
Казахстанский производитель национальных изделий из дерева — семейное предприятие Никитенко — вот уже 30 лет удивляет своим искусством. Как работать с деревом, как его чувствовать, как подчинить себе — это точно знает команда ТОО «Блэк». Оно создало новую эру в деревообработке, здесь трудятся профессионалы своего дела, которые сделали историю. Свою собственную историю…

Для компании значимость этого события невозможно переоценить, за это время много чего произошло, хорошего и не очень. Пробовались разные направления, были взлеты и падения. Кстати, на городской бизнес-карте «Блэк» появился не сразу, окончательно имя утвердилось в 1992 году. А сначала были «Шарм» и «Лаур». Основателем компании, идейным вдохновителем стал Юрий Егорович Никитенко еще в 1989 году — востребованный в городе художник-оформитель, резчик по дереву, получивший первые знания от своего отца, решил выбрать путь посложнее.

Именно тогда с друзьями-художниками, братом Вячеславом он создал кооператив. На начальном этапе мастера изготавливали простые бытовые предметы, небольшие зеркала, подставки и полочки. О большом бизнесе никто и не помышлял. Но творческая натура не позволяла довольствоваться тем, что есть. Стали придумываться новые изделия, продажи пошли вверх, появился в областном центре первый киоск (да-да, именно киоск!) по продаже изделий из дерева. Взяли в аренду помещение, где до сих пор и работает ТОО «Блэк».

Предприятие сегодня

Это семейное предприятие, которым управляют братья Никитенко, Олег и Роман. Это кошетауский бренд, мощное производство по изготовлению казахских национальных предметов быта из дерева. Работают филиалы в Hyp-Султане и Алматы, дистрибьюторы расширяют сеть продаж, охватывая практически весь Казахстан. Штат сотрудников насчитывает более ста двадцати человек. В большинстве своем это люди профессий ручного прикладного искусства: резчики, художники, шлифовщики и лакировщики. Ведь все изделия созданы из «живого» материала, проходя до 27 этапов производства, и на каждом соприкасаясь с руками человека.

— Конечно, первые грубые этапы выполняются на станках, но основное — ручная работа, — уточняет Роман Юрьевич. — Спустя тридцать лет пришло понимание, что мы «выросли» из того помещения, где все это время работаем. Стены не позволяют развиваться дальше, а популярность национальных предметов быта ручной работы сейчас на пике. Люди хотят заказывать нашу продукцию, и не просто иметь ее дома, а пользоваться по назначению.

«Астау в каждый дом!»

Подавать главное национальное блюдо в Казахстане — бешбармак — принято в посуде из дерева — астау, хотя еще, скажем, 20 лет назад этого не было, хозяйки, рестораны и кафе подавали бешбармак на металлических подносах. На этом виде кухонной утвари «Блэк» и специализируется, выпуская более 50 разновидностей астау -от самых простых бюджетных, до эксклюзивных дорогих.

— В этом году открываем большую фабрику площадью в 3 тысячи квадратных метров, где намерены выстроить полный цикл производства изделий из дерева. Тогда мы сможем удовлетворять потребности заказчиков со всего Казахстана. Лозунг на ближайшие годы — «Астау в каждый дом!». Мы хотим, чтобы каждая хозяйка имела свой астау — как показатель гостеприимства, богатства дастархана, — раскрывает карты Роман.

В поиске…

«Блэк» развивался не семимильными шагами, в бизнесе, связанном с ручным трудом и природным материалом, это невозможно. На одном из этапов делали достаточно дорогую мебель из чистого дерева с уникальной ручной резьбой. С этого момента предприятие и начало набирать популярность. Клиенты заказывали огромные столы, спальные гарнитуры и шкафы из натурального дерева. В начале 90-х Юрий Егорович побывал на казахском тое в качестве гостя, где, естественно, подавали бешбармак. Именно в деревянном астау, на тот момент это было в диковинку. Тогда Юрий Никитенко увидел в этом большую перспективу. Утраченные традиции предков с обретением независимости стали возрождаться, входить в повседневный быт людей.

Он подошел к новой идее не просто как бизнесмен, а как художник. Ответы на интересующие вопросы искали в архивах, старались не упустить ни одной мелочи, выяснить досконально, как делались астау, из каких пород дерева. Потом добавили свои элементы в национальном стиле, все, что связано с Казахстаном (национальный орнамент, орлы, кони, виды живописнейших мест и тому подобное). Поиск чего-то нового, апробирование уникальных решений, вечное стремление к оригинальности… Так астау встало на ножки, стилизованные, например, под голову барана. Появился боковой узор, верхний узор, добавили крышку, придумали составной астау из нескольких частей. Благодаря этим находкам обычная кухонная посуда превратилась в настоящее произведение искусства. Ассортимент изделий сейчас огромен, но астау по-прежнему — основной продукт. И теперь Роман Никитенко уверенно заявляет, что изготовление астау отточено до совершенства. Кстати, в деревообработке у «Блэка» четыре запатентованные технологии, 350 изделий охраняются законом об авторском праве.

Дерево — материал «живой»

Это многократно добавляет ценности любому изделию из него. Но для обработки подходят далеко не все породы древесины. Самые оптимальные для изготовления посуды как с точки зрения легкости обработки, так и себестоимости и экологичности — береза и ива. И то, и другое произрастает на территории Казахстана. Береза поставляется из Акмолинской и Северо-Казахстанской областей, ива — с берегов Иртыша Павлодарской области. Так что в посуде от «Блэка» стопроцентное местное содержание, что и подтверждено специальным сертификатом CT-KZ.

По словам Романа, эти породы древесины не только легко обрабатываются, но и, что важно, способны долго держать форму. Например, у каждого сотрудника в доме есть астау, которые служат по 5-7 лет и ничего с ними не происходит. Вообще посуда из дерева требует иного ухода, чем привычный фарфор. Ее нужно правильно сушить, протирать и смазывать растительным маслом.

По товару и цена

Нужно понимать, что каждое изделие из дерева до обретения завершенного вида, проходит до 27 стадий обработки. Нельзя просто спилить дерево и через три дня поставить его на стол. На предприятие приезжает ствол дерева, которое распиливается на заготовки, потом сушится, калибруется… Практически на каждом этапе ручной труд, который должен хорошо оплачиваться. Бизнес очень трудоемкий и энергозатратный, невысоко прибыльный. Много заработать нельзя, проще говоря. Потребителю на заметку от Романа Никитенко: «Если вы видите в магазине дешевое изделие из дерева, то скорее всего, это поточное шаблонное производство с применением промышленных станков. В «Блэке» очень большой акцент делается на ручной труд, именно поэтому наши изделия всегда ценятся. Конечно, труд машин и человека комбинируется, это позволяет снизить себестоимость готовой продукции, в то же время наполнить ее теми достоинствами, которые возможны только при ручной обработке».

Для того, чтобы астау были доступны всем и каждому, специально придуманы три уровня. Астау-классика, астау-эксклюзив и астау-VIP. Таким образом удовлетворяются запросы любого клиента, будь то пенсионеры или заказ от президентской резиденции, где требуется изделие высокого уровня и желательно в единичном экземпляре. Поэтому цены на астау начинаются от восьми тысяч тенге и до… бесконечности. Решившись на покупку деревянной посуды, надо понимать, что при должном уходе она прослужит очень долго. К каждой вещи прилагается памятка для потребителя, в которой написано, как мыть, сушить и хранить.

Дом, который построил… «Блэк»

Один из этапов развития ТОО «Блэк», но уже пройденный — строительство под ключ индивидуальных жилых домов из клееного бруса. Собственно благодаря этому проекту и появились площади для открытия большой фабрики. 2007-2008 годы. «Блэк» узнаваем, предприятие твердо стоит на ногах — в нем работают настоящие профессионалы, есть клиенты. Но беспокойному Юрию Никитенко хотелось попробовать что-то еще. Добавилось производство погонажных изделий из дерева и клееного бруса. Как итог, в 2011 году открылось дочернее предприятие — Кокшетауский завод деревянного домостроения (КЗДД).

Идея заключалась в том, чтобы клиент, обратившись в «Блэк», получил собственный деревянный дом по индивидуальному проекту и смог насытить его, по желанию, всем, что на тот момент выпускалось из дерева. За несколько лет было построено свыше 70 объектов жилого и нежилого назначения по всему Казахстану и за рубежом. Но, разбирая бизнес на детали, поняли, что для рентабельности предприятия заказов недостаточно. Обычно компании подобного рода либо делают брус, либо строят дома. Необходим был большой поток заказов для поддержки производства и проект пришлось свернуть. Несмотря на все плюсы проживания в деревянном доме, люди все чаще выбирали более экономичные варианты квартир. В конце концов было принято решение сконцентрироваться на производстве деревянной посуды и предметов быта.

Огромные цеха КЗДД, который теперь называется ACTAy.KZ, были отремонтированы и переоборудованы. Добавлены новые помещения и оборудование, появился личный автобус компании. «Блэк» становится самым крупным производителем национальных изделий в СНГ с профессиональными и преданными своему делу работниками. Официальное открытие первой в истории Казахстана фабрики по производству национальных изделий из дерева запланировано на 10 октября текущего года.

Сейчас номенклатура насчитывает порядка трехсот изделий в трех основных направлениях. Посуда (различные виды астау, тарелки, столовые приборы, наборы для кумыса), мебель (казахские национальные столы, сундуки и шкафы), национальные панно (изображения батыров, сцены эпосов и легенд, виды природы). В дополнение музыкальные иструменты — домбры. Но сначала появились эксклюзивные подарочные футляры для этого музыкального иструмента, которые изготавливаются по запатентованной технологии.

Строим планы на будущее

На ближайшее — отметить 30-летие компании и открыть деревообрабатывающую фабрику, правильно настроить весь производственный цикл. Заглядывая чуть вперед, скажем: «Блэк» намерен появиться в каждом городе страны, открыв фирменные магазины. А также выйти на ближнее зарубежье, где проживают наши земляки. Это Россия, Китай и Кыргызстан, где традиции схожи.

Я бы в резчики пошел…

«Блэк» ценен своими высококлассными мастерами и всегда в поиске уникальных дарований. В университетах резьбе по дереву не учат, а если и выпускают колледжи прикладников, то их уровень далек от требуемого. Выход один — обучить шлифовщиков, лакировщиков, резчиков по дереву самим, предоставив лучшие условия.

— Главное условие для приема на работу — желание работать руками и физически, — говорит Роман Никитенко. — Человек приходит к нам, подписываем договор обучения. В течение стажировки в несколько месяцев он получает зарплату, плюс компания доплачивает молодому специалисту, пока он не наберется опыта. Кто-то постигает премудрсти профессии быстро, кто-то учится дольше. Но в среднем, чтобы вырастить хорошего резчика, а резчики всегда в цене, уходит примерно год. Человек должен не просто научиться работать резцом, а понимать древесину, чувствовать ее… Хороший резчик в «Блэке» и зарабатывает хорошо. Да и не только резчик, а вообще любой высококлассный специалист.

Вместо эпилога

Семейная компания «Блэк» является единственной в своем направлении в Казахстане и странах ближнего зарубежья. Это наш казахстанский бренд, имеющий свою зарегистрированную торговую марку и запатентованные авторские права на изделия. За 30 лет работы компания заслужила высокий авторитет среди клиентов и конкурентов. Постоянно увеличивающееся количество заказов от постоянных партнеров, среди которых почти все крупные компании Казахстана, доверие и уважение клиентов служат для команды единомышленников лучшей наградой и хорошим стимулом в работе.

Алексей ЧАЙКА.

Читайте также