Он воспевал красоту и молодость

История в памятниках
Казалось бы, только в феврале т. г. в АОУНБ им. М. Жумабаева в рамках реализации программы «Рухани жаңғыру» заседала республиканская комиссия по утверждению представленных авторами в миниатюре скульптурных памятников нашим великим землякам. А уже сегодня они украшают автодорогу вдоль трассы Щучинск — Нур-Султан. Один из пяти памятников посвящен яркому представителю казахской музыки, народному композитору, поэту-импровизатору и певцу Укили Ыбыраю Сандыбайулы.

Родился Ыбырай в 1860 году на территории Айыртауского района бывшей Кокшетауской (ныне Северо- Казахстанской) области. Стихами, песнями был увлечен с детства. Сформировался как поэт, изучая, воспевая и пропагандируя творчество уже знаменитых к тому времени акынов, которых считал своими наставниками. В их числе: Шоже Каржаубайулы, Орынбай Кертагыулы, Арыстанбай Тобылбайулы, Биржан сал Кожагулулы, Акан серэ Корамсаулы. О себе он писал:

В семнадцать я повзрослел.
Но вместо серьезных дел,
Ты знаешь, чем занят был.
Играл на домбре и пел.

В действительности не такой уж беззаботной была его жизнь. Родившись в бедной семье, он терпел лишения с детства. Но, несмотря на это, говорят, что он сызмальства привык быть аккуратным в одежде. Одаренный от природы и жаждущий знаний острослов, был красив и осанист. На стройном юноше и скромная одежда смотрелась модной и изысканной. Местные богатеи перед ним робели, приглашали на все празднества с участием почтенных акынов Сарыарки, Семиречья и других дальних регионов. А домбра в его руках и пела, и рыдала, и смеялась. В пении Ыбыраю, с его высоким тенором, не было равных. Тюбетейку с перьями филина (үкі) носили многие почитаемые в народе люди, а Үкілі Ыбыраем казахи прозвали его одного.

В его музыкальном наследии более 50 песен. Особо популярны среди них: «Гәкку», «Арарай», «Қаракат көз», «Кідік-ай», «Дүние», «Шалқыма», «Көкше», «Сүйгенім кете барды қасыма еріп»,   «Қалқа   бел»,   «Қалдызған», «Желдірме», «Жиырма бес». Они — мелодичные и нежные, полны задора и оптимизма, наполнены искренними чувствами. Мелодию «Гәкку» использовал советский композитор Евгений Брусиловский в основной арии оперы «Қыз Жібек», а «Арарай» — в арии «Ақжуніс» оперы «Ер Тарғын». Впервые на ноты песни Ыбырая переложили коллеги Евгения Григорьевича Александр Затаевич и Иван Коцык.

Ыбырай известен также и как поэт. Сабит Муканов опубликовал в газете «Бостандық туы» («Знамя свободы») стихотворение Ы. Сандыбайулы и написал рецензию на его творчество. Литературное наследие Ыбырая основательно исследовал критик Есмагамбет Исмаилов. Драматург Шахмет Кусаинов посвятил поэму «Кайран Гәкку». У Ы. Сандыбайулы много стихов, которые рождены как импровизации в айтысах с акынами, в том числе и с Доскеем Алимбаевым.

Тематика поэтического творчества Ыбырая многообразна. Во многих своих стихотворениях он воспевает красоту и молодость: «Қарақат көз», «Тойда бір нұрың балқиды», «Қаралдым» и другие. В стихотворении «Бір қызық ит жүгіріп аң ауласа» он повествует об азарте охоты. Поэт, живший в царскую эпоху, посвятил ряд стихов теме свободы народа «Октябрьдің жеңісі — Победа Октября», «Отарба — Поезд». И все же он стал жертвой тоталитарного режима. Жизнь Укили Ыбырая оборвалась в 1930 году в застенках НКВД. Известный общественный и государственный деятель, поэт Какимбек Салыков посвятил его трагической кончине поэму «Соңғы сез — Последнее слово». До наших дней сохранилась лишь часть творческого наследия Укили Ыбырая. Предстоит еще большая работа, чтобы восполнить пробелы в его изучении.

Марат НУРСЕИТОВ.

Читайте также