К 185-летию со дня рождения Ш. Уалиханова
Окончание. Начало в №№ 84-86.
Что же двигало людьми, в данном случае суфиями, которые в разных частях земли отрешались от жизни среди живых, укрывались в подземельях? Только ли огромная любовь к богу, которую они хотели донести до него? Или это был выбор самого бога? Ведь человеку свойственна неуемная жажда жизни, он — существо общественное, и ничто человеческое не может быть ему чуждо. Благодаря суфиям на земле появлялись сакральные места, где люди могли очиститься от грехов, попросить помощи у высших сил, и когда их желания сбывались, благодарная их память сохраняла в их сердцах высокий духовный подвиг старцев-аулие… На память пришли строки тюркского поэта-суфиста средневековья Алишера Навои:
Взгляни на мир. Как разгадать все тайны естества?
Чем больше смотришь, тем сильней растерянность растет.
И в сущность солнца, и луча, и атома в луче
Частично, может быть, мой ум дорогу обретет.
Но как постичь приход мой в мир, и как уход постичь?
На следующий день мы поехали в форт Шевченко, чтобы поклониться праху великого Кобзаря, увидеть знаменитый мыс Тупкараган, где в давние времена находился караван-сарай и назывался он Кетик. Это потом, в 1846 году, по указу царского правительства на каменистом кряже Курганташ было построено Новопетровское укрепление, переименованное позже в форт-Александровск.
Приехали мыв городок уже к обеду, потому решили перекусить в кафе с многообещающим названием «Рай». После обеда отправились в музей Тараса Шевченко. О трагической жизни крепостного художника и поэта мы знали по школьным и университетским программам, в памяти всплывали его строки: «Как умру, похороните на Украине милой…».
Экскурсовод Айгуль, много лет работающая в музее, вдохновенно рассказывала нам о жизни гения на полуострове, о том, как он рисовал, сидя в землянке, скрываясь от властей, потому что ему было запрещено высочайшим указом писать картины и стихи. Эту землянку подготовил для него комендант укрепления Усков, боясь, что Тарас не выдержит испепеляющей жары и зноя Мангышлака, не сможет жить без картин и стихов. Ираклий Усков видел в нем большой талант, переживал за его дальнейшую судьбу. Благодаря его вмешательству и заступничеству, сохранились картины, стихи. Он интересовался памятниками материальной культуры казахов, этнографией. Интерес его выражался в зарисовках архитектурных сооружений, гробниц, надгробий. Для современных исследователей сакрального Казахстана по государственной программе «Рухани жаңғыру» эти картины, безусловно, имеют огромное значение. Есть одна картина под названием «Могила Д-лисман муллы», написанная Тарасом. Художник, как когда-то Шокан, тоже занимался исследованием сакральных мест и доказательством этому служит воспроизведенный им памятник, который по народному казахскому обычаю сооружался над могилой человека, при жизни объявленного святым. На картине изображено возвышение из камней в каменном гроте. На высокой каменной плите, обтесанной в виде овальной колонны, еле видны древние письмена. Могила эта, по-видимому, не сохранилась, но тем ценнее вклад художника в сохранение историко-культурных объектов.
Подземная комната, темная, мрачная, сохранилась и напомнила мне скиты и кельи суфиев-отшельников. Здесь жил Тарас, писал тайком стихи, рисовал, прятал и картины, и стихи от чужих глаз.
Во время ссылки в форте Новопетровский Шевченко принимает участие в Каратауской экспедиции и в экспедиции под руководством Бутакова. Рисунки, которые были иллюстративным материалом к отчетам, доказывают, что Шевченко фактически был первым и единственным художником того времени, который блестяще воспроизвел древние памятники Мангышлака, передал их самобытную красоту и своеобразие, сумел ощутить и прочувствовать сердцем красоту горных пейзажей, величие природы.
На следующий день мы приземлились в аэропорту города Атырау Нам предстояла пересадка на другой рейс, и у нас было пять часов времени. Как можно было упустить такой счастливый шанс и не поехать в областной музей художественного и прикладного искусства имени выдающегося художника Казахстана, известного шестидесятника Шаймардана Сариева. Музей оказался богат экспонатами: их около двух тысяч. В музее девять залов и один из них, посвященный творчеству талантливого земляка атырауцев, нас очень взволновал, можно сказать, потряс. Он рано ушел из жизни, судьба его, как и у большинства художников, была трагической, и только многолетний подвижнический труд его супруги, Кульпаш Ынтымакбаевны Сариевой, большого ученого, исследователя позволил отыскать и сохранить, вызвать к жизни многие картины художника. Творчество Шаймардана Сариева, воссоздавшего в своих картинах сложный, красочный мир казахов, представившего незабываемые образы родной земли, составляет яркую страницу истории культуры Казахстана, истории духовного обновления народа.
Самолет приземлился в аэропорту столицы ровно в назначенное время, а нам показалось, что вернулись мы из прошлых веков, так звенела в наших сердцах любовь и очарование Западным Казахстаном, загадочным и почти мистическим Мангышлаком, где осталось столько неразгаданных тайн, забытых славных имен, которые, может быть, ждут своих будущих первооткрывателей.
И мне подумалось тогда: модернизация нашего духовного сознания состоит не только в местечковой любви к краю, где ты родился, не только в патриотизме землячества, но есть еще более высокая ступень, когда человек не будет ощущать себя чужим, например, в Актау, приехав из Джетысу или Костаная, а почувствует свое нераздельное единство и причастность к общей истории земли, примет ее во всей многогранности и цельности. И далее должна последовать новая, высшая ступень: любовь ко всей планете, ко всему человечеству. Об этом думал, об этом мечтал выдающийся сын Земли Абай, написавший бессмертные великие строки:
«Адамзаттың бәрін сүй, бауырым деп» — «Полюби каждого, как брата своего».
К сожалению, этот завет хакима Абая до нынешнего времени не исполнен нами. Но мы, я уверена, к этому придем, ибо в этом — залог счастливого будущего людей.
Раушан ИМАНЖУСУП,
доктор философских наук,
шокановед.