Он думал о прошедшем, заботясь о настоящем

К 185-летию со дня рождения Ш. Уалиханова

Продолжение. Начало в № 84.

В этом же дневнике поездки на Иссык-Куль Шокан формулирует очень важный и глубокий тезис: «Если у киргизов есть свое художество, архитектура, то это, нет сомнения, есть архитектура монументальная, архитектура могил».

Начиная с 1855 года, Шокан занимается всерьез архитектурой могил и за три-четыре года составляет список более тридцати объектов, давая каждому из них подробную характеристику, описывая мельчайшие детали, местонахождение, историю происхождения и материал, из которого сделано сооружение, попутно и классифицируя их.

Еще одним доказательством серьезности научного интереса ученого к архитектурным и историко-археологическим памятникам Казахстана можно назвать его записку под заглавием «Нужно осмотреть». В записке отмечены семь памятников, из которых рукой Шокана зачеркнуты четыре с пометкой «видел». Кроме того, он пишет, что около могилы Урдабая встречается древняя могила с истуканом. Представляет большой интерес в рамках программы «Туған жер» упомянутая в этом списке пещера — «от Копала на Старо-Каратальском пикете (в ней вырыли два медальона с изображением ламаистских богов)». Нам известны изображения Будды на Тамгалы тасе, быть может, рисунки в пещере, указанной Шоканом, были бы не менее интересны миру.

Шокан, мечтая об открытиях, неслучайно интересовался могилами. Ведь предания народа связаны вплотную с могилами, они имеют единое пространство. Человек, попадая в эту ауру, становится причастным к тайне, скрывающейся тут. Он обретает память, ищет и находит истину в предании, которое несет в себе дух народа. Могила для кочевника — это то место, где собираются духи святых, где происходит катарсис, избавление от нечистой силы, где можно попросить помощи, здоровья, благополучия. Места, где упокоены усопшие, находятся под защитой высших сил. Вот почему Шокан мечтал напиться чаю на могиле Козы Корпеча, ожидая очищения души и укрепления веры.

В статье «О киргизских молах и древностях вообще», в первой своей статье на эту тему он объясняет, почему встречаются большие по величине могилы: «Громадность у кайсака — первое условие величия предмета, и могилы больших форм поэтому устраиваются над прахом важных и богатых киргиз. Подобного рода могилы есть на татарском кладбище в Семипалатинске, в степи же они встречаются в Большой орде у подошвы обоих Алатау». Шокан приводит пример могилы Кулан-хана, указывая на то, что самая большая могила построена на реке Талгар. Дает подробное описание: «Состоит из двух частей — ограды и самой гробницы. Ограда имеет вид кургана (крепостного сооружения с башенками на углах и с простым украшением над дверьми. Гробница стоит внутри ограды и имеет вид купола на кубическом пьедестале. Эта могила так обширна, что в ней могла бы поместиться вся ханская фамилия». Кулан-хан — султан Кулан, внук Аблая, скончался в 1831 году, он родоначальник албанов и суанов. С тех пор как Шокан видел эту гробницу, прошло полтора века, и перед нами стоит задача — определить, сохранилась ли могила в наше время, все ли объекты из списка Шокана вошли в нынешние реестры сакральных мест.

Очень подробно, скрупулезно Шокан описывает и материалы могил. После осмотра могил он записывает в своем дневнике, что курганообразные могилы строятся из сырого кирпича, а не лепятся из глины. Камнями и щебенкой обкладывают могилы второстепенные. Могил, построенных из дерева, почти не встречается. Шокану попалась одна такая могила, из тонкого тополя, вершина которой была заострена.

Особо ценными представляются современному читателю и изыскателю рисунки Шокана, на которых он запечатлел несколько могил и гробниц. Среди них — мавзолей Айтбулата 13-14 веков на реке Сарысу, Бутагай — мавзолей 12-14 веков на реке Нура, мавзолей Джубан ана 11-12 веков. Эти зарисовки Шокана представляют огромную ценность в том смысле, что многие мавзолеи не сохранились до наших дней, были разрушены. Так, мавзолей святой Джубан ана, подробно, в деталях описанный и зарисованный Шоканом, был разобран на кирпичи в 1946 году местными жителями. Со свойственной ему тонкой иронией Шокан замечает, что «всякий проезжающий из кайсаков через это место в богобоязненном страхе и религиозных чувствах совершает обряд, который сопровождается чтением молитв; разумеется, этим хотят угодить праведнику и получить через то милость Магомета».

В списке объектов, изученных Шоканом — знаменитый Тамгалы тас, ныне этот памятник культуры находится под охраной ЮНЕСКО. Шокан же, проезжая мимо скалы, срисовал рисунок трех Будд.

Много лет спустя экспедиция «Шокан жолдары» достигла пределов Тамгалы тас. Это был удивительный день, полный восторга для участников проекта, так как мы имели возможность увидеть необыкновенные наскальные рисунки, древние петроглифы, спорить, выдвигать гипотезы, пытаясь разгадать тайну Тамгалы тас, приобщиться к мировому культурному наследию, вспоминать Шокана, восхищаться глубиной и точностью его научной мысли.

Западного Казахстана нет в биографии Шокана, то есть он не бывал на западе Казахстана, но нами обнаружены упоминания о Каспийском море, Каспийских горах (видимо, плато Устюрт), о каменных мечетях, что позволяет нам предположить, что все-таки он побывал на Мангышлаке. Если нет, то он весьма плодотворно и творчески использовал материалы из статей К. Боде «О туркменских поколениях» и М. Иванина «Поездка на полуостров Мангышлак в 1846 году».

«На Мангышлаке много могильных памятников с надписями и изображениями: сабли, ружья, пики, пистолеты. На одном изображении всадник, преследующий юлбарса, и две собаки. Изголовьями они обращены на северо-запад. Есть развалины крепостей, принадлежащих туркменам. Развалины на урочище Ханга-Баба взяты киргизами (казахами). Около Александрбая (ныне форт Шевченко) недалеко от колодцев Кумчинрау есть два подземелья, высеченные в скалах. (По всей вероятности, Шокан упоминает о мечети святого Султана эпе, но об этом разговор впереди).

Им был задуман труд о распространении ислама в степи, известны его статьи по истории религии, такие как «Следы шаманства у киргизов», «О мусульманстве в степи», «О туркменах», «Записки о киргизах». Например, в последней статье Шокан упоминает об Александре Барнсе, который путешествовал по странам, лежащим между Индией и Каспийским морем. Еще в одном месте он упоминает о Каспийских горах, вероятно, имея ввиду плато Устюрт. «Плано Карпини писал, что Чингисхан после покорения Тибета послал отряд на восток, который не покорил киргиз, но дошел до гор Каспийских».

В статье «О туркменах» он пишет: «… есть целое поколение ходжей, которые кочуют от Тюп-Карагана до Александрбая, русские рыбопромышленники называют их поповичами… Ходжи пользуются большим уважением…Вся внутренняя торговля в их руках, и они служат посредниками враждующих поколений. Они лучшие проводники, потому что они неприкосновенны. Один из них, пользуясь уважением народа, выдал себя за боговдохновенного и водил своих приверженцев на Астрабад». На полях рукописи данной статьи рукою Уалиханова написано: «Спросить у Алишера о ходжах в Коканде и о кочевых ходжах туркестанских».

Судя по этим материалам, Шокан на самом деле был увлечен темой исламиза-ции степи, и можно предположить, что часть труда была уже завершена, он в достаточной степени владел темой, но жизнь его рано оборвалась, и многие его замыслы не были осуществлены, к сожалению.

Мы давно уже мечтали побывать на Мангышлаке, искупаться в Каспийском море, а самое главное, посетить места, где согласно преданиям, жили, проповедовали ислам и были захоронены 360 суфиев, которые остались в памяти многих поколений как святые. Не все могилы святых известны, многие забылись, затерялись в пустынях Мангистау, но до сегодняшних дней люди хранят в своих сердцах, чтут имена Шопан ата, Бекет ата Шакпак ата, Караман ата, Султан эпе, совершают паломничество к местам их захоронений.

Вот и мы, члены общественного объединения «Шокан жолдары», наконец, собрались в очередную экспедицию и 5 июня вылетели из разных городов Казахстана в Актау. И вот мы уже в аэропорту Актау. Друзья встретили нас, усадили в машины, и мы поехали в город…

Назавтра, это была пятница, седьмое июня, на арендованной машине мы двинулись в путь, к святому-аулие Бекет ата, или пір Бекету, религиозному суфийскому деятелю из рода адай. Жил святой во второй половине 18 века вблизи поселка Кульсары. В 14 лет, получив благословение у своего покровителя Шопан ата, едет учиться в Хиву. После возвращается в Мангистау и строит здесь мечети. Одна из них — подземная, вырублена в скальном мысе в урочище Огланды. Мечеть состоит из четырех комнат, которые Бекет ата построил как ритуальное помещение. В одной похоронен он сам, в другой погребена его сестра Аккуаш. Сюда разрешается входить только женщинам. В третьей возвышается посох святого, к которому можно прикоснуться, поцеловать, повязать жертвенные деньги. Четвертая комната — молельня, в ней находится ниша, где проводил время за молитвами аулие. В сороклетон стал суфием, основав суфийскую школу при мечети. Приобрел популярность как целитель и ученый, знающий математику, астрономию, физику. Он обучал грамоте детей, у него было много последователей, учеников, единомышленников. Здесь же он и похоронен.

Раушан ИМАНЖУСУП,
доктор философских наук,
шокановед.

Продолжение следует.

Читайте также