ДНК «на службе» археологии

Современные методы исследования раскрывают тайны древнего мира. Находки карагандинских археологов легли в основу материалов, опубликованных в известных журналах «Science» и «Nature».

Директор Сарыаркинского археологического института КарГУ им. Е. Букетова Валерий Ломан с гордостью показывает копии статей из этих научных журналов. В списке авторов значатся его фамилия и имена коллег — старших научных сотрудников Игоря Кукушкина и Виктора Варфоломеева. Для них публикация в столь влиятельных изданиях — огромное достижение. Эти журналы славятся высокими стандартами и жесткой избирательностью. Так, в «Science» в начале XX века публиковался Нобелевский лауреат Альберт Эйнштейн и астроном, подтвердивший существование других галактик, Эдвин Хаббл. А журнал «Nature» размещал статьи Вильгельма Рентгена, открывшего новый вид излучения и создателя первого лазера Теодора Маймана.

В изданиях размещены 3 публикации карагандинских археологов. Статья в «Nature» называется «137 древних человеческих геномов, прошедших через Евразийские степи» и знакомит с результатами исследований, которые выполнены совместно с датскими учеными из Центра геогенетики Копенгагенского университета. Его представители приезжали в Карагандинскую область и собирали генетический материал — костные останки людей, живших на территории Сарыарки в эпоху бронзы.

— Датские ученые брали на ДНК-анализ зубы и костную ткань черепа, — рассказывает Валерий Ломан. — Они сохраняются лучше остальных. Всего было взято примерно 70 образцов с порядка 40 могильников, в числе которых Ащису, Бесоба, Каратугай, Танабай, Нураталды и Тундык. Исследователи пользовались специальными инструментами, работали в масках и перчатках.

Ученые собрали генетический материал и в других областях Казахстана, а также в России, Монголии, Турции, Узбекистане, Кыргызстане. Провели анализ ДНК, проследили последовательность 137 древних геномов и установили родственные связи между разными историческими группами людей степного края с конца бронзового века и до наших дней.

— Мы обнаружили, что генетика скифских групп, доминировавших в евразийских степях на протяжении всего железного века, была неоднородной, — отмечает Валерий Ломан. — Она включала скотоводов позднего бронзового века, европейских земледельцев и южносибирских охотников-собирателей. Нам удалось проследить, как позднее скифы европейского происхождения, говорившие на индоиранском языке, смешались с восточноазиатскими   тюркоязычными   кочевниками.

Они двинулись на запад, примерно в III-II веках до нашей эры, сформировали племена гуннов в IV-V веках, которые едва не завоевали Римскую империю. Позже они смешивались с восточноазиатскими группами.

В результате этих исторических событий наши степи, первоначально населенные индоевропейцами, стали домом для современных тюркоязычных людей восточноазиатского происхождения.

Благодаря современным методам исследования — изотопному и ДНК-анализам — ученым удалось установить, что вплоть до средневековья евразийская степь была весьма динамичной территорией. Здесь происходили культурные, политические и экономические преобразования.

Вторая статья в журнале «Nature» озаглавлена так: «Древние вирусы гепатита В от бронзового века до средневековья». Она представляет интерес не столько для археологов, сколько для биологов. В тексте речь идет о миграции штаммов вируса гепатита В, которые были распространены в Европе, Азии и Африке. Чтобы определить пути их распространения, специалисты изучали ДНК людей, живших тысячи лет назад. Оказывается, в них до наших дней сохранились древние вирусы.

В «Science» вышла статья «Первые коневоды и влияние экспансии из степей раннего бронзового века на Азию». Эта публикация — международное исследование, в рамках которого карагандинские ученые сотрудничали с генетиками, историками, археологами, лингвистами из разных стран, включая профессуру Гарварда, Кембриджа и Оксфорда. Этот труд без преувеличения можно назвать революционным. Поскольку его авторам удалось найти ответ на вопрос, который давно волнует ученых: кто первым приручил лошадь?

— На этот счет в науке существуют несколько противоречивых теорий, — рассуждает карагандинский археолог. — Самая распространенная гласит, что первым одомашнил лошадей пастушеский народ Ямной культуры. В Восточной Европе и Западной Азии. Считается, что «ямники» разводили лошадей и имели колесные повозки. Их находят в могильниках. А у нас, в Северном Казахстане, во время раскопок возле поселения Ботай обнаружили останки тысяч лошадей. Возник вопрос: откуда у них взялись эти животные?

Возможно, это были дикие лошади? Ученые проверили эту теорию. Они изучили зубы животных, обнаруженных при раскопках возле Ботая, и нашли потертости, которые могли оставить только веревочные удила. Специалисты исследовали и древнюю глиняную посуду. Керамика — это пористый материал. В его мельчайшие отверстия проникает еда, которую готовили древние люди. Ученые в буквальном смысле вытащили остатки этой пищи и изучили их. В результате на керамике нашли следы ДНК лошадей. Это значит, что «ботайцы» пили кобылье молоко. А чтобы его надоить, нужно было содержать лошадей в загонах. Вряд ли древние люди ради молока стали бы ловить диких кобылиц.

— Считалось, что «ботайцы» переняли методы приручения лошадей у «ямников», потому что они общались между собой, — поясняет Валерий Ломан. — Но нам удалось опровергнуть эту версию. Анализ ДНК показал, что между «ботайцами» и «ямниками» нет никакого родства. Сравнили и геномы их лошадей. Оказалось, что между ними тоже нет никаких родственных связей. Это значит, что одомашнивание лошадей народами Ямной и Ботайской культуры происходило независимо друг от друга. Вместе с тем на основе результатов анализа ДНК было доказано, что лошадей впервые приручили именно на территории современного Казахстана.

Карагандинские археологи не собираются останавливаться на достигнутом. Они убеждены, что сейчас историческая наука переживает невиданный подъем. Ведь с помощью современных методов исследования можно доказать или, наоборот, опровергнуть практически любые теории о зарождении, развитии и распространении народов, языков и культур. Ученые продолжают доказывать, что Центральный Казахстан является одной из ключевых точек распространения железа и плавильного дела в мире, открывать новые сведения о зарождении металлургических технологий, пересматривать карту распространения Железного пути.

Елена УЛЬЯНКИНА.

Kazpravda.kz.

Читайте также