Благоустройство в туризме

Горячая тема
(Окончание. Начало в №67)

Вспомнил еще об одном эпизоде. Меня, спецкора «Казправды», привлекли к подготовке к «ЭКСПО-2017» в номинации туризм. От журналистов требовалась, так сказать, медийная «замануха», надо было расписать Бурабай в наилучшем свете, особенно, что касается новых проектов. Нацпарк наметил строительство двух рыбацких деревень. На основе государственно — частного партнерства. Государство брало на себя инфраструктуру, частный бизнес-услуги. Теоретически все выглядело почти идеально, поэтому и материалы в газете «дышали» оптимизмом.

И что на поверку вышло? Замечательные проекты, как это часто бывает в нашем туризме, превратились в замечательные прожекты. Бурабай ожидал большой наплыв гостей, было проведено частичное благоустройство туробъектов и маршрутов, однако потуги оказались напрасными. Участники международной выставки приезжали на выходные небольшими группами и долго не задерживались. Астана со своими выставочными экспозициями в тот момент была гораздо привлекательнее, чем природные красоты.

Замшелые услуги также сыграли свою негативную роль. Лично встречался с гостями из Германии, Франции. Рыба клюет слабо, пляжи не обустроены, других занятий нет, жаловались они на условия отдыха. Зато в один голос заявляли, как им здорово находиться в этноаулах. Этноаулы тогда хозяев и спасли, оставляя другие туробьекты на заднем плане.

Важное задание

Звонит шеф из Астаны и говорит: «Администрация Президента просит проинспектировать туристский маршрут «Пещера Кенесары». Не врубился, переспрашиваю: «Как проинспектировать?». «С ручкой и блокнотом», — звучит дополнительная вводная. И далее последовала расшифровка. Из нее понял: недавно большой начальник посетил именно этот маршрут, ему не понравились сопровождающие услуги, а точнее — полное их отсутствие. Все-таки пройти 7 км пешком, когда некуда присесть, некуда опереться, негде глоток воды испить — скучно, однообразно, утомительно. К великому хану люди в гости идут, настроение должно быть другим, отчасти познавательным.

Внук знаменитого Абылая, сын султана Касыма, дядя Чокана Валиханова родился на Кокшетауской земле в урочище Бурабай. Из народных поэм он предстает как эпический герой, чудо-богатырь, воплощение народного духа и воинской доблести. В пещере он отдыхал с друзьями и соратниками, ночевал после охоты на медведя. Достопримечательность знатная, место для казахстанцев святое, в то же время маршрут даже летом пустует, зарастая травой.

Успех любой идеи, любого проекта определяет конечная цель, это из мира туристских технологий. К ней мы отправились сзаместителем директора ГНПП «Бурабай» Сергеем Быковым. По пути собирали ягоды, грибы, которых в окрестностях было много, любовались живописными пейзажами Боровского озера, чьи волны ласково накатывались на берег в каких-то 100 метрах от маршрута.

Хотелось отдохнуть, выпить чая или кумыса, родниковой воды, хотелось купить сувенир, прочитать или услышать что-либо из жизни хана Кенесары. Затем сам себе сказал: мечтать не вредно, и мы отправились дальше. Пещера примостилась на пригорке, к ней вела деревянная лестница. Перед входом каменная площадка, а дальше вход в темное зево.

Пришли, увидели, потрогали руками, а что делать? Дальше надо было идти обратно, не получив ожидаемого удовольствия от двухчасовой прогулки. На бумаге маршрут значился популярным и востребованным, на деле же являлся заурядным во всех отношениях. На мой взгляд, там нужен экскурсовод, нужна юрта, нужен торговый павильон, где бы продавали прохладительные напитки. В жару просится наличие мини-пляжа, не помешал бы отдых с купанием. Не могу с собой ничего поделать, опять размечтался.

В общем, как пришли скучно, так и ушли. Написал о существующей проблеме статью под названием «Пещере Кенесары требуется продюсер?». Ее опубликовали, скажу честно, ничего не изменилось.

Один уважаемый человек, знающий тему, как свои 5 пальцев, подчеркнул: «Иногда кажется, что в нашем туризме больше идеологов, нежели технологов. Пленарные идеи в очередь выстраиваются, доходит дело до практики, с проблемами оказываешься один на один, а туризм, да будет вам известно, одиночество не признает ни в каком виде».

Есть спрос, нет предложения

Менеджмент, мониторинг, социальный опрос-ключевые вопросы для развития туризма. Забудешь о них, запросто попадешь впросак. Похожая история два года назад произошла на моих глазах. Организаторы туризма решили благоустроить Имантаускую курортную зону. В ГНПП «Кокшетау» пришел новый генеральный директор с новыми планами.

На берегу озера построили из чистого дерева 10 гостевых домиков, до пляжа, которому равных на севере страны нет, рукой подать. Рыба ловится, грибы в соседнем лесу растут, в горах — дикая малина. Благодать да и только. Природа постаралась, соорудив свои услуги. В разгар летнего сезона с генеральным выехали посмотреть, как работает вновь отстроенная «деревня». Увидели и не поверили: все домики оказались пустыми, зато рядом палатка на палатке, россиян в то лето приехало больше, чем обычно.

Гендиректор набросился на своих сотрудников, укоряя их в бездеятельности: «Забыли предложить новые услуги, — выговаривал он, — как допустили, чтобы отдыхающие с детьми проживали в палатках, а домики пустовали». Те растерянно отвечали: «Предлагали, наотрез отказываются…».

Не убедили, сами пошли к людям. Выясняется, сотрудники говорили правду, комнатный туризм отдыхающим надоел в городе, четыре стены, потолок давят, охота воздуха, простора, романтики. И дело даже не в деньгах, в ощущениях близости с природой, без чего отпускное время, по мнению гостей, теряло ценность.

В прошлом году мониторили отдыхающих, интересовались их предложениями, пожеланиями? — спрашиваю работников нацпарка.

— Нет, — пожимают плечами. — Зачем, выбор у нас скромный, что предложим, то и будет…

Предложили домики, внешне красивые, нарядные, желающих поселиться нет. Лучше бы благоустроенные туалеты построили, душевые, организовали пункт питания, прокат инвентаря, наперебой высказывались гости. Выходит, спрос есть, нет предложений, а раз так — туризм продолжает существовать без слова «развитие».

Аура оптимизма

О будущих планах говорить интересно, но опасно, вдруг не сбудутся. Поэтому вооружаюсь до зубов оптимизмом и вперед! Внимательно изучаю местные медийные таблоиды. Начало года пестрит информациями о проходящих совещаниях на тему развития туризма как приоритетной отрасли. Их участники не устают повторять как мантру: туризм — бизнес выгодный, его необходимо двигать вперед, планы сверстаны, пора, засучив рукава, браться за дело… Сколько себя помню, в этой парадигме жили прежде, продолжаем жить и сейчас. Все правильно. Вчера, сегодня, завтра переплетены тесно и разрыву не подлежат.

Вновь вынужден обратиться к личным наблюдениям. Для туризма очень удобен Сандыктауский район. По природным условиям он мало чем уступает Бурабаю или соседней Зеренде, жаль поблизости нет озера, а так лесная растительность побогаче будет, проживают энтузиасты туризма, один Александр Коренецкий чего стоит. Позвольте спросить, а где сам туризм, хотя лет 7 назад район в этом направлении шел в передовиках.

Почти одновременно открылись 4 зоны отдыха, постарались местные инвесторы, построена охотничья деревня. Фермер, не помню его фамилию, взял в аренду заброшенную плотину, превратив ее в прекрасный пруд. На берегу построил экологическую баньку, беседки для отдыха. Шик-модерн да и только, гости заранее бронировали места, хозяин строил новые планы, собирался зарыбить водоем, приспособить его для охоты на водоплавающую дичь.

Обретя известность и популярность, зона отдыха вскоре закрылась. Банкиры отказали в кредитах, районная власть — в поддержке. Фермер год боролся с искусственными барьерами, устал и понял: в одиночку проблемы не решить.

Часто приходится слышать: северный Казахстан для активного туризма не приспособлен, суровые климатические условия. Хочу возразить, сославшись на конкретный пример. Дело было ранней осенью, шла уборка урожая. Аким района пригласил меня отобедать на природе, на берегу озера Имантау, зерновые поля находились рядом.

Сентябрь, солнечно, но прохладно. Увидели купающихся людей, позавидовали их здоровью. Когда они довольные вышли из воды, стали знакомиться. Вот тут-то удивлению не было предела. Гости, как оказалось, приехали из Москвы, все трое академики, доктора физико-математических наук. Старшему, внимание, 96 лет, среднему — 92, младшему — 89.

После купания отправились в соседние горы на дневную лечебную прогулку. Когда вернулись, не удержался и взял у них интервью. Почему для отдыха выбрали Северный Казахстан, тем более летний сезон позади, спросил старшего группы. «Коллега из Алматы нас пригласил, — ответил он, — на следующий год, даст Бог здоровья, опять сюда приедем, горы, воздух, вода, и все это почти в девственном состоянии, протяни руку и можешь дотронуться до чуда природы…».

Так что на вкус и цвет в том же туризме товарищей нет. Кому-то нравятся Турция, Африка, престижные курорты Америки, а кому-то — нехоженые тропы при любой погоде. В отрасли есть свои организационные стандарты, все остальное упирается в творчество, современные технологии с учетом запросов общества и отдельных его групп. Напрашивается сравнение с торговлей. Те имеют прибыль, у кого лучше товар, в туризме выигрывает тот, у кого лучше и доступнее услуги. Съездили знакомые нынче в Египет, больше не хотят, крайне не понравилось. Наследующий год собрались в Турцию, куда ездили и раньше. По их отзывам, там только руку поднимешь, все вокруг приходит в движение. Любой каприз по доступной цене — вот что притягивает.

А почему бы не в Бурабай, 100 км, и вы на отдыхе? — спросил знакомых.

— В Турцию слетать на 50% дешевле, да и погода, услуги не сравнить, — услышал в принципе прогнозируемый ответ.

Погода, конечно, играет роль, но не основную. Отпугивают туристов заоблачные цены, летом Бурабай в этой номинации бьет все рекорды, даже коробок спичек становится в 2 раза дороже обычной стоимости. Главное, все об этом знают и ничего поделать не могут. Правда, была и вполне реальная попытка изменить ситуацию в продовольственном сегменте.

Руководство Бурабайского района и ГНПП «Бурабай» договорились построить в п.Бурабай коммунальный продовольственный рынок. Идея была суперской. Нашли удобное место, рядом с центральным офисом нацпарка, соорудили прилавки, навесы от дождя. Местные СМИ дали объявления: жители района, их соседи могут привозить излишки домашнего подворья и свободно ими торговать, не оплачивая услуги. Мясо, молоко, сметана, масло, картофель, яйца уже появились в продаже, отличаясь свежестью, высоким качеством, ценой. Без посреднических услуг скидка составила 30-35% от стоимости магазинных продуктов.

Приезжая на выходные, гости из Астаны набирали продукты впрок. Хорошо было товаропроизводителю, хорошо — отдыхающим. Пару месяцев коммунальный рынок просуществовал и канул в историю. К вопросу, думаю, стоит вернуться, тема перспективная во всех отношениях, притом малозатратная.

В Акмолинской области, говоря о туризме, почему-то зацикливаемся на Бурабае и Зеренде. Узко смотрим, господа. Тот же район Биржан сал — это же кладезь для туризма. Недаром в сторону соседней территории давно поглядывает ГНПП «Бурабай», вынашивая планы открыть здесь сафари-парк для охоты на волков и фотоохоты на сурков.

О возможностях Сандыктауского района уже говорили выше, добавим. Заглядывают сюда в том числе и зарубежные туристы. У них одно пожелание — увеличить квоты на добычу дикого зверя. К слову сказать, сюда едут из Германии, Турции закупать на корню масличные культуры, спрос диктует экология. Ату-ризм и экология, да будет всем известно, рядом идут.

Минувшим летом Сандыктауский район праздновал 90-летие со дня образования. Казалось, по размаху это не районное мероприятие, республиканское. Этноаул построили на загляденье, творческой фантазии не было предела. Такую бы туристскую деревню забабахать, отбоя от гостей не было бы. Аграрному району проект под силу, желания не хватает. Спрашивают за молоко, мясо, зерно, социальные объекты, а туризм остается за бортом внимания, пребывая в роли Золушки.

Карта туризма столичной области могла бы прирасти за счет Атбасарского, Ерейментауского, Коргалжынского районов. В ближайшей перспективе, наверное, так и произойдет.

Будущим, если, конечно, в нем уверен, жить лучше, чем прошлым и настоящим. Коль речь идет о туризме, возникает вопрос: не получится в итоговом знаменателе, как часто случается, поговорили и… забыли, вспомнив, что решения «сверху» иногда волнообразно разбиваются на местах?

Предвижу ответ отраслевых менеджеров — какие могут быть сомнения, сегодня не тот случай… Тут же они вспомнили недавнюю встречу Президентов Казахстана и России в г.Петропавловске, где речь шла о тесном сотрудничестве двух стран в развитии туризма. Председатель туристской ассоциации Акмолинской области Кайрат Султанов по горячим следам событий съездил в г.Омск, обсудив с коллегами проблемы въездного туризма.

Проходят тематические совещания на областном, районных уровнях, на которых подчеркивается важная роль отрасли в экономическом потенциале страны. Кое-кто до сих пор считает туризм досуговым направлением. И когда начинаешь спрашивать, допустим, акима района о налоговых дивидендах от туризма, он удивленно переспрашивает, а разве это существенно?

В курортных районах этот показатель или не достигает 1 %, или чуть выше. В то же время Первый Президент поставил перед ними задачу в местных бюджетах иметь порядка 16% от туризма. Еще хуже, когда часть доходов уходит в теневой бизнес. Поэтому, наверное, имеем то, что имеем, финансовую составляющую еще никто не отменял.

Как человек, занимающийся проблемами туризма много лет, предвижу ход дальнейших событий. Оживление в отрасли, безусловно, будет, и оно уже началось. Повышается спрос и ответственность с исполнительных органов, берется курс на государственно-частное партнерство, создается привлекательный инвестиционный климат.

Витает идея Бурабай сделать в туризме объектом импортозамещения, тем более им вплотную заинтересовались в штаб-квартире ЮНЕСКО. Хотя бы треть летних туристов приезжала сюда зимой, цель оказалась бы достигнутой.

О чем говорят официальные документы

Не люблю сухие цифры и факты, но без них никуда. В туристский кластер региона входят свыше 700 предприятий сферы туризма. Расшифруем и увидим свои возможности: 356 объектов размещения, 45 санаторно-курортных учреждений, 266 субъектов придорожного сервиса, 68 турфирм, три государственных национальных парка, Коргалжынский государственный природный заповедник, ТОО «Бурабай даму».

Согласитесь, кластер на бумаге выглядит очень даже предпочтительно. Кроме того, его культурно-исторический сегмент представлен 900 памятниками, которые используются при обеспечении экскурсионных программ. В области действуют 80 туристских машрутов, среди них 8 — по сакральным местам.

Итоговая информация за 2018 год занимает много места. Изучая ее, встречаешь одни и те же объекты. Изменения произошли незначительные. Например, увеличено количество сертифицированных отелей в 6 раз, введен новый трехъязычный интернет-ресурс, создано мобильное приложение, запущена в продажу официальная карта туриста…

Лучше обстоят дела в сфере инфраструктуры. Продолжается реконструкция улично-дорожной сети курорта Бурабай, завершено строительство автодороги Астана-Ерейментау, начат ремонт дороги Астана-Коргалжын. Завершается ремонт автомобильной дороги (стоимость проекта 15,4 млрд тенге) Щучинск-Зеренда.

Минувшей осенью в Кокшетау открылась первая в Казахстане академия сервиса и туризма. В 2018 году реализованы 32 инвестпроекта на общую сумму инвестиций 4,3 млрд тенге, создано 340 рабочих мест…

Перечисляю эти факты, а в голове — слова простого энтузиаста туризма: «Вокруг Кокшетау сопки, горы, сосновый бор, но нет ни одного пункта проката зимнего инвентаря, не проложена лыжня, детей негде покатать на санках…». Как раз о том, о чем предупреждал: мероприятий вроде много, конкретные услуги по-прежнему в дефиците.

Мало оптимизма придали мне и планы на 2019 год. Размытые формулировки, не более. Нового, интересного — почти ничего. Повторяется старая песня о главном: повысить, обеспечить, расширить, активизировать. ..

Предлагаю, пока суд да дело, пока вынашиваются планы развития туризма в новом формате, предпринять практический шаг — собраться всем отраслевым организаторам и отправиться в ОЦ «Аврора Гардиен». Это, пожалуй, единственный объект на территории области, где зимой людям интересно и куда они с желанием едут.

Александр КУЗЕННЫЙ.

Читайте также