Очередной брифинг в Региональной службе коммуникаций был посвящен новшествам администрирования в деятельности органов государственных доходов.
Открывая мероприятие, и.о. заместителя руководителя департамента государственных доходов по Акмолинской области Владислав Гальт отметил, что одним из приоритетных направлений упрощения процедур международной торговли стала максимальная автоматизация таможенных процессов. Речь идет об электронном декларировании товаров с использованием электронных документов. Автоматизированная система таможенного и налогового администрирования «АСТАНА-1», которая разработана на платформеASYCUDA World, применяемая в 95 странах мира, была презентована в прошлом году.
Основной задачей системы является упрощение и ускорение таможенных процедур, повышение эффективности взимания таможенных платежей и налогов, создание надежной основы для реализации Единого окна для экспортно-импортных операций. Учитывая, что ИС «АСТАНА-1» — многофункциональная и комплексная система, ее внедрение осуществлялось поэтапно.
— «АСТАНА-1» имеет ряд преимуществ, включая возможность осуществления автоматизированного контроля всего таможенного процесса с момента подачи предварительной информации, оформления транзита, хранения товаров на складе временного хранения до контроля после выпуска товаров, — пояснил спикер. -Так, если до ввода системы товар находился на складах временного хранения до двух суток, то в настоящее время продолжительность нахождения товара сократилась до менее одних суток. В целом, за счет внедрения в 2018 году системы «АСТАНА-1», произошло сокращение временных и финансовых затрат, бизнес сэкономил 77,7 млрд тенге, что является положительным эффектом от внедрения электронного декларирования.
Время на обработку и выпуск деклараций по «зеленому коридору» сейчас не более 1 минуты, а ранее на подобные экспортные процедуры уходило от 45 минут, причем участникам внешнеэкономической деятельности необходимо было прийти в таможенный орган лично.
В связи с предстоящим сезоном летних отпусков докладчик проинформировал о нормах беспошлинного ввоза товаров для личного пользования. В соответствии с решением Совета Евразийской экономической комиссии от 1 ноября 2018 года № 91 с 1 января 2019 года снижены нормы ввоза с освобождением от уплаты таможенных платежей товаров для личного пользования в сопровождаемом и несопровождаемом багаже железнодорожным и автомобильным видами транспорта с 1500 евро до 500 евро и с 50 кг до 25 кг. Физические лица могут перемещать через таможенную границу Республики Казахстан любые товары, за исключением товаров, запрещенных к ввозу и вывозу из страны в соответствии с действующим законодательством.
С 2019 года вступили в действие новые нормы беспошлинного ввоза товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях. Нормы беспошлинного ввоза товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, а также доставляемых перевозчиком в адрес физического лица («экспресс-перевозчики»), составляют 500 евро и 31 килограмм в течение 1 календарного месяца в адрес одного физического лица. В случае превышения установленных норм требуется уплата таможенных платежей по ставке 30% от стоимости, но не менее 4 евро за килограмм веса в части превышения стоимостной и/или весовой норм.
Например, посылка, заказанная в интернет-магазине, стоимость которой 600 евро, подлежит таможенному декларированию путем подачи пассажирской таможенной декларации, а также уплаты таможенных платежей по ставке 30% от стоимости в части превышения стоимостной нормы (т.е. 30 % от 100 евро). Если посылка стоит меньше 500 евро, но вес ее 35 кг (т.е. больше весовой нормы на 4 кг), то обложению таможенными пошлинами подлежит 4 кг.
О том, как работает модуль «Виртуальный склад», рассказал руководитель отдела администрирования НДС Алмат Тасболатов. Модуль создан с целью систематизации учета товаров, автоматического подсчета остатков и автоматизации бизнес-процесса оприходования импортированных товаров. В модуле «Виртуальный склад» хранится информация о товарах на физических складах налогоплательщиков, а также все электронные документы, которыми производится приход товара на перемещение и списание товара с Виртуального склада.
— Модуль автоматизирует процесс прихода и списания товаров на виртуальный склад, в том числе на основании подлинной декларации на товары или заявления о ввозе. В итоге при оформлении электронной счет фактуры по выбранному товару из виртуального склада сведения из декларации на товары, заявление о ввозе и сертификат о происхождении будут подгружаться автоматически. Есть возможность ведения остатков в режиме online,-пояснил он.
Руководитель управления разъяснительной работы Шынар Мусина рассказала об акции «Требуй чек — выиграй приз!». С 1 мая по 8 августа 2019 года казахстанцы могут принять в ней участие и выиграть ценный приз. Акция проводится Комитетом государственных доходов Министерства финансов РК совместно с оператором фискальных данных АО «Казахтелеком».
— В период проведения акции каждый житель страны, совершая любые покупки или получая платные услуги, имеет шанс стать обладателем смартфона. Необходимо только зарегистировать чеки за оплату товаров, работ и услуг в мобильном приложении «Тандау». В акции принимают участие чеки контрольно-кассовых машин с функцией фиксации и (или) передачи данных (онлайн ККМ), — пояснила Шынар Мусина.
Подробные условия акции и инструкцию по работе с приложением можно посмотреть на сайте акции www.trebui.kz.
Алексей ЧАЙКА