Используя землю, следуй закону…

В соответствии с Законом Республики Казахстан от 4 мая 2018 года № 151-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования земельных отношений» и п.п.1-1 п.2 ст.147 Земельного кодекса Республики Казахстан (далее — Кодекса) государственный контроль за законностью принятых решений местных исполнительных органов районов, акимов городов районного значения, поселков, сел, сельских округов в области земельного законодательства Республики Казахстан организует и проводит уполномоченный орган по контролю за использованием и охраной земель.

Проведенный анализ за 5 месяцев текущего года показал, что часто допускаемыми местными исполнительными органами нарушениями являются: предоставление земельных участков вне торгов (аукционов, конкурсов); земель для ИЖС вне очереди; без наличия генерального плана; необоснованный отказ в предоставлении права на земельный участок; нарушение установленных сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) граждан о предоставлении земельных участков.

Одним из основных нарушений является предоставление земельных участков вне торгов (аукционов, конкурсов). Согласно п.1 ст.48 Кодекса предусмотрено, что предоставление земельных участков или права аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности и не предоставленных в землепользование, осуществляется на торгах (конкурсах, аукционах), за исключением 25 случаев, указанных в этом же п.1 статьи 48 Кодекса.

В случае отказа в предоставлении права на земельный участок, за исключением земельных участков для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства, по причине необходимости осуществления такого предоставления на торгах (конкурсах, аукционах) местным исполнительным органом области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения, акимом города районного значения, поселка, села, сельского округа торги (конкурс, аукцион) по испрашиваемому земельному участку должны быть проведены не позднее девяноста календарных дней со дня принятия решения об отказе в предоставлении права на земельный участок.

Порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или права аренды земельного участка, в том числе в электронном виде, утвержден Приказом министра национальной экономики РК от 31.03.2015 года № 290 «Об утверждении Правил организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка, в том числе в электронном виде».

Согласно п.24 вышеуказанных Правил, организатор торгов формирует объявление о проведении аукциона, содержащее сведения о земельном участке, выставляемом на аукцион, и публикует его в периодическом печатном издании, официальном интернет-ресурсе продавца и государственной информационной системе разрешений и уведомлений не позднее, чем за пятнадцать календарных дней до объявленной даты проведения аукциона.

Предоставление земель без проведения торгов (конкурсов, аукционов) является грубым нарушением земельного законодательства и ущемляет права других физических и юридических лиц на равный доступ к земельным участкам.

Государственный контроль за использованием и охраной земель осуществляется в форме проверки и профилактического контроля в соответствии с предпринимательским кодексом РК.

Одними из существенных оснований для проведения проверочных мероприятий являются обращения физических и юридических лиц, права которых нарушены.

Необходимо знать, что внеплановой проверкой является проверка, назначаемая органом контроля и надзора по конкретным фактам и обстоятельствам, послужившим основанием для назначения проверки в отношении конкретного проверяемого субъекта (объекта), с целью предупреждения и (или) устранения непосредственной угрозы жизни и здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, государства. То есть исходя из содержания и характера обращений физических и юридических лиц, должно быть ясно, каким образом нарушаются законные права и интересы физических и юридических лиц, государства. Внеплановой проверке подлежат факты и обстоятельства, выявленные в отношении конкретных субъектов и объектов предпринимательства и послужившие основанием для назначения проверки.

Внеплановые проверки не проводятся в случаях анонимных обращений.

Нурсултан КАНТАЕВ,
главный специалист — государственный инспектор управления по контролю за использованием и охраной земель Акмолинской области.

Читайте также