«В советское время ходила шутка, что в мире существуют три общественные системы. Известные всем — капиталистическая, социалистическая, плюс наша система — сельхозтехника», — обладатель звания «Почетный гражданин Аккольского района», Анатолий Тимошин — большой профессионал и человек, влюбленный в свой город, недавно отметивший 80-летие, знает о чем говорит. Ему довелось возглавлять в г. Алексеевке (Акколь) крупное даже по меркам республики производственное предприятие — Комсомольский ремонтно — механический завод. По признанию многих современников, эти 16 лет были лучшими в истории предприятия. В дар Акколю от заводчан остались многоквартирные дома, спортивный комплекс, городской стадион, детский сад, ими горожане пользуются и поныне.
Действительно, масштабная обработка введенных в посевной оборот степных просторов требовала огромного количества мощной сельхозтехники. Для ее обслуживания в райцентре в ту пору размещались сразу несколько организаций, относящихся к системе, главенствующей в Целинном крае: райсельхозтехника, строительная передвижная механизированная колонна №2, Целинный филиал ГОСНИТИ, Опытный завод.
1972 год, когда Анатолий Васильевич Тимошин заступил на должность директора завода, для него самого и для тысяч земляков, для кого труд был основой жизни, — это время расцвета родного города, когда, говоря словами известного пролетарского поэта, «и жизнь хороша, и жить хорошо».
Престиж технической специальности
Молодой директор, вставший во главе большого предприятия, созданного в победном 1945 году, давно уже был «своим» на КРМЗ. Еще семнадцатилетним пареньком он впервые переступил заводской порог, вернувшись домой после неудачной попытки поступить в Омский автодорожный институт. А знаете, каким в 1956 году был конкурс на факультет эксплуатации автомобильного транспорта? Почти как в театральный институт: 22 человека на место.
«Не получилось пока с высшим образованием, пойду в рабочие», — примерно так рассуждал Анатолий Тимошин. Впрочем, как и подавляющее число его сверстников, оказавшихся в похожей ситуации. Открыл заводской стаж подсобным рабочим в кузнечно-прессовом цехе, потом пошел учеником фрезеровщика, через два месяца сдал экзамены и стал работать самостоятельно. Спустя два года, в 1958 году, решил поступать на факультет механизации сельскохозяйственного производства только что открывшегося в целинной столице и набирающего первых студентов Акмолинского сельскохозяйственного института.
В качестве слушателей подготовительных курсов, как рассказывает Анатолий Васильевич, они успешно сочетали умственную нагрузку с физической: повторение программы средней школы с работой на полях учебно-опытного хозяйства института. Проучившись три года, взял направление на учебу от КРМЗ и уже точно знал, что дипломированным специалистом после окончания вуза вернется на родной завод. Учеба давалась легко, скучать не приходилось: студенты все теоретические знания активно закрепляли на практике — пахали, сеяли, убирали урожай. А однажды вообще на полгода, с апреля по ноябрь, оставив студенческие аудитории, от начала до конца прошли полный цикл сельскохозяйственных работ.
Завод, который строит
В 1963 году Анатолий Васильевич продолжил заводскую карьеру в родном городе, и, отказавшись от предложения поработать в техотделе, сразу пошел на производство старшим мастером в моторный цех КРМЗ. На этой должности Тимошин побыл всего полтора месяца, потом его послужной список пополнился должностями начальника цеха, начальника ОТК, руководителя техотдела, главного конструктора. До своего назначения директором завода в 1972 году, Анатолий Васильевич два года трудился главным инженером.
— Помню, в первый же день в директорском кресле попросил принести списочный состав работников завода. Трудились в КРМЗ тогда где-то 960 человек, но боязни руководить столь большим коллективом у меня не было. Не забывайте, помимо двухгодичной рабочей закалки, я имел восьмилетний стаж работы на различных должностях, с производством был знаком, что называется «от и до», здесь со мной трудно было спорить. Коллектив меня, теперь уже как первого руководителя, принял очень хорошо. Может, поэтому мне было легко работать, и я сумел уже в самом начале своего руководства претворить много проектов по развитию завода и улучшению жизни рабочих. Естественно, в одиночку я бы ничего не сделал. Мне повезло бок о бок трудиться с настоящими профессионалами своего дела: главным бухгалтером завода Карбаем Бекмагамбетовым и начальником планово-экономического отдела Виктором Беляевым. Добросовестно, ответственно относились к работе начальники цехов, инженерно-технические работники. Так что у меня, как говорится, были хорошие тылы, и дела на заводе шли отменно, — делится Анатолий Тимошин.
С самого начала молодой директор проявил завидную управленческую мудрость и, понимая, что решив социальные проблемы работников, в первую очередь с обеспечением жильем, завод никогда не будет испытывать кадровый голод, сразу приступил к строительству многоквартирных домов. Так сформировался современный вид части главной улицы г. Акколя. Снося частные дома, их владельцам взамен предоставляли новенькие квартиры со всеми удобствами. Строительство велось и на пустырях.
Большую часть завод возвел так называемым хозяйственным способом, то есть практически собственными силами. Делом это было достаточно хлопотным, в отличие от подрядного способа, требующего только своевременного финансирования и контроля строительства. А здесь вдобавок нужно и свою бригаду организовать, и обеспечить всеми материалами. Последние три из восьми многоэтажных жилых домов строили как раз подрядным способом. Для чего Анатолию Тимошину пришлось трижды обивать пороги Министерства сельского строительства — и такое ведомство существовало в советское время.
Но, конечно, залогом выполнения всех социальных программ была прибыль, получаемая в результате успешной производственной деятельности ремонтно-механического завода под руководством Анатолия Тимошина. Например, в том же 1972 году, как только представилась возможность, он проявил инициативу и занялся производством гаражных компрессоров, незаменимых в ремонтных мастерских, хотя до этого завод занимался только запчастями и ремонтом сельхозтехники. Деловая хватка не подвела Анатолия Васильевича: компрессоры выпускались в Алексеевке вплоть до 1988 года и поставлялись не только во все республики Советского Союза и страны так называемого совета экономической взаимопомощи: Польшу, Румынию, Чехословакию, Болгарию, но и в Монголию, и даже за океан, на остров Свободы — Кубу.
Будем жить!
Годами отлаженный механизм деятельности ремонтно-механического завода стал давать сбои с приходом «перестроечного» времени и не выдержал развала социалистической плановой системы, как, впрочем, и десятки подобных, ориентированных на сельское хозяйство, мощных предприятий по всему Советскому Союзу.
КРМЗ уже давно нет, но память о трудовой доблести его работников еще жива, аккольцы продолжают пользоваться многоквартирными домами, детским садом, спортивным комплексом, возведенными благодаря доблестному труду заводчан.
— Я до сих пор испытываю гордость при мысли о том, что мы построили городской стадион. Раньше там был большой котлован, причем его засыпали за один день, для чего только земли завезли 500 машин. На ограждения ушло два вагона металла, — рассказывает Анатолий Тимошин и, улыбаясь, добавляет, что за металл, использованный не по назначению, он все же получил наказание в виде лишения месячного должностного оклада.
— Что ж, хочу надеяться, что «жизнь я прожил недаром, для Акколя я жил», — продолжает наш герой. — А жизнь остается прекрасной всегда, хоть стар ты или молод. Главное — здоровье. Когда только поставили директором, бывало, зайдешь после утренней разборки в здравпункт, давление померить, а оно уже тогда зашкаливало за 160. И это в тридцать с небольшим лет! Поневоле представлял: хотя бы до 60 лет доживу, и то хорошо. А сейчас вот и девятый десяток разменял, планирую еще 100-летний юбилей отметить, а там — посмотрим!
Светлана ЗИНЧЕНКО.
г. Акколь.
Фото автора.