Как символ вечной жизни

Если направиться в юго-восточном направлении от нынешнего аула Карлыколь (бывшее село Пахарь) Зерендинского района, то в нескольких километрах, в голой степи, перед глазами путника возникнет… памятник. Этот небольшой Мемориал Славы инициативно установлен на месте настоящего аула Карлыколь, не существующего на карте района уже 35 лет, как символ вечной жизни и дань мужеству и героизму 63-х аулчан, ушедших отсюда на фронт. Вернулись   домой   из   них   29, остальные так и остались навечно в строю.

Маленького аула в 40 дворов давно нет, последний его житель, не выдержав натиска обстоятельств, переехал в соседнее село «Пахарь» в 1984 году. О некогда шумевшей здесь жизни, кроме сельских кладбищ, долгое время ничего не напоминало. Пока сельский учитель истории из нынешнего аула Карлыколь (так стало называться со временем село Пахарь) Толеген Ерден не загорелся идеей установить к 65-летию Победы на месте родного аула Мемориал Славы, на котором были бы написаны все 63 имени его земляков-героев. Ведь именно отсюда матери и жены, рыдая и причитая, проводили в жуткую неизвестность под названием «фронт» сыновей и мужей. Сюда, в свой маленький аул, затерявшийся в степных просторах, рвались фронтовики душой, он снился им, стоило сомкнуть глаза.

Немного забегая вперед, отметим, что скульптурный комплекс, отвечающий требованиям строгости форм, эстетики и символики, представляет собой три отдельные плиты из природного камня. На двух из них на мраморных досках выбиты имена и фамилии аулчан, слева — тех, кто погиб на фронтах Великой Отечественной, справа — тех, кому повезло остаться в живых и вернуться домой. В камне, расположенном посередине, вырезано лицо матери. Она застыла в молитве за своих сыновей, держа раскрытые руки на уровне груди. По словам Толегена Гибратовича, в их ауле Карлыколь жили три женщины по имени Айтжан, и каждая проводила на фронт по четыре родных человека — мужей, сыновей, братьев, близких родственников. «А сколько таких Айтжан по всей стране день и ночь горячо молили Всевышнего, чтобы скорее закончилась проклятая война и можно было увидеть и обнять своих детей», — говорит он.

Среди 63-х фамилий есть имена отца и дяди Толегена Ердена. Но не только поэтому старался сельский учитель, заказывая кокшетаускому камнетесу обелиск, устанавливая его, вкладывая собственные средства. По его твердому убеждению, именно здесь, на той самой земле, где родились герои-карлыкольцы (22 из них покоятся на аульном кладбище), и должна быть увековечена их светлая память. Бывает, что 9 Мая к обелиску специально приезжают дети и внуки героев войны. Ежегодно бывают в этот день здесь сам Толеген Ерден, его коллега Жанибек Тасымов, из столицы наведывается Абай Макишев, отцы которых тоже родились в этом ауле, отсюда ушли на фронт. Они помогают и убирать, и облагораживать территорию вокруг памятника. Недавно посильную помощь в его ограждении оказал аким сельского округа Оралбек Бекишев.

Площадь мемориала огорожена стареньким штакетником, но и это, какая ни есть, защита от пасущихся лошадей, которые приходят потереть о каменные плиты свои бока. Трижды Толеген-аға сажал у обелиска сосенки. Из 17 саженцев принялись лишь семь…

Многие земляки не поняли инициативы Толегена Ердена в самом начале, не понимают и по сей день. Логике сельчан не поддается одержимое упорство пожилого человека, который, не жалея собственных сил и средств, установил памятник в чистом поле. Какая это память, если к нему никто не ходит, все меньше людей о нем помнят и знают, вопрошают люди. Толегену Ердену, тратящему силы теперь на содержание комплекса, не однажды предлагалось перенести его в село, установить возле сельского кладбища, поскольку в центре нынешнего аула Карлыколь обелиск павшим героям Великой Отечественной войны уже есть. И на нем, нужно сказать, есть все 63 фамилии воинов, ушедших на фронт из аула, которого больше нет.

Толеген Гибратович упорствует и категорически отклоняет все предложения. Его уверенность в том, что обелиск должен стоять там, откуда призвали на фронт его отца, дядю, их односельчан, никто и ничто не может поколебать. Он давно уже не просит ни о чем земляков, но и не отказывается от любой добровольной помощи по содержанию мемориала.

Этот маленький, но упрямый в достижении цели человек мечтает, как он говорит, чтобы на земле, где когда-то жил и шумел его родной аул, вновь запели петухи. Толеген-ага эмоционально делится:

— Аул здесь вряд ли возродится, но дом построить, дорогу построить можно, — делится он. — Я ведь взял в долгосрочную аренду 450 га пастбищ, 200 га пахотной земли, оформив все документы. Еще раньше почистил заброшенные аульные колодцы, вода в них изумительная на вкус. В нескольких метрах расположено озеро Карлыколь, можно рыбу разводить.

Дом обязательно построю, лишь бы здоровье не подвело. Буду жить здесь с семьей, разводить лошадей, коров, овец, птицу, дорогу сюда возьмусь ремонтировать. Что, не очень верится? Мне, может быть, и самому не верится, но я знаю, что так будет. Когда я выбирал место для установки памятника, здесь кроме степного бурьяна ничего не было. А я смотрел на это природное возвышение, где сейчас он расположен, и думал: именно здесь, в центре бывшего аула, будет стоять Мемориал Славы.

Уезжая, оглянулись мы вместе и убедились — стоит памятник.

Раушан УТЕУЛИНА.

Зерендинский район.

P.S. Мы позвонили в областной центр по использованию и охране историко-культурного наследия, цель которого, кроме разведочных, охранно-спасательных работ памятников археологии, обеспечение их сохранности на территории области. Как сказал нам главный инспектор центра Серик Искаков, они обязательно съездят на место установки памятника, встретятся с его создателем. После необходимого в таких случаях обследования, документирования и согласования, возможно, мемориал будет взят под государственную охрану…

Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.

Читайте также