Служил и дружил — на совесть

Сыны Отечества
Так бывает. Надежда Бондаренко зашла в областную библиотеку случайно — решила подарить книги в фонд. А услышав, что в это время здесь идет презентация книги «Память» Владимира Байковского, не могла не присоединиться. Пару лет назад этот человек, случайно встреченный ею в военкомате, помог разыскать данные о фронтовом пути отца, сделал необходимые запросы в разные инстанции, и она, наконец-то, получила драгоценные сведения, которые столько лет добывала, и уже совсем отчаялась. Теперь же история их семьи пополнилась дорогими страницами героического прошлого главы семейства.

«Я так ему благодарна — золотой души человек, неравнодушный. Он ведь меня совершенно не знал, а так проникся сочувствием, своего времени не пожалел. Понял, как это важно для нас. Настоящий офицер, с большой буквы. Защитник…» — ее слова внесли еще один, очень характерный штрих в общую картину воспоминаний о профессиональном военном, полковнике, общественном деятеле, публицисте Владимире Байковском. Десятки людей пришли в этот день в областную универсальную научную библиотеку имени Магжана Жумабаева, чтобы самим прикоснуться к истории жизни этого неординарного человека, большого патриота своего края. На выставленных здесь же стендах — многочисленные награды, книги, сборники стихов, эскизы памятников ветеранам, установки которых он добивался долгие годы. Один за другим выступают люди — сослуживцы и одноклассники, друзья и соседи, ветераны, чьи права он отстаивал, воины-интернационалисты и чернобыльцы, кому помогал в трудный момент. Посвятив себя военной службе, Владимир Байковский прошел путь от рядового солдата до городского военного комиссара, честно служа людям и отдавая свой долг Родине. В Кокшетау не было человека, который не знал бы своего военкома. Истинного уважения он добился добрыми делами. Упорство и трудолюбие вывели сельского паренька из семьи сосланных репрессированных поляков на широкую дорогу. Он осуществил свою мечту стать военным и, вслед за отцом, бравым капралом, которым очень гордился, встретившим День Победы в Берлине и вернувшимся с фронтов Великой Отечественной в орденах и медалях, также добился высоких наград перед Родиной за честную и отважную службу. На его судьбу выпало немало испытаний. Сопровождал Владимир Тимофеевич эшелоны бойцов в горячие точки, сам прошел горнило Чернобыля и, получив большую долю радиации, тяжело заболел. Но не оставил ни на день ни службу, ни общественную работу. Помогал в трудоустройстве и лечении, реабилитации чернобыльцев, создал клуб «Афганец», писал статьи и повести о военной службе и жизни репрессированных поляков, ветеранов Великой Отечественной. Много сделал для увековечивания памяти погибших на полях сражений акмолинцев, разыскивал в архивах разных городов их затерявшиеся документы, принимал участие в поисковой работе, в составлении первой Книги Памяти, изданной в 1998 году. Выступил с инициативой установить в областном центре памятные доски на зданиях, где во время войны располагались госпитали, военные штабы и на домах, где проживали Герои Советского Союза Андрей Остапенко и полный кавалер орденов Славы Константин Филинов. Принял участие в составлении обновленного и дополненного издания Книги Памяти героических земляков к 70-летию Победы.

— Поистине, это тот военный офицер, который всей душой воспринял подвиг отцов-победителей и сделал все, чтобы память о героических участниках Великой Отечественной сохранилась навсегда, а будущие поколения знали и помнили тех, кто ценой своей жизни и здоровья подарил им мирное небо, — говорил Акдуалет Алиев, заместитель начальника областного департамента по делам обороны. — Немало сделал Байковский и для своей малой родины. Он исполнил завет отца и добился установки в родном селе Келлеровка памятника землякам, воевавшим и погибшим в Великой Отечественной войне.

А еще создал Книгу Памяти келлеровских фронтовиков, где описал путь каждого, а перед этим провел огромную работу по восстановлению архивных данных о 100 земляках, 25 из которых остались навечно лежать на полях сражений. О том, как велись поиски и собирался материал, Владимир Тимофеевич рассказал в своей книге «Память». Но разве опишешь, сколько энергии проявил он при сооружении мемориала на родине, организуя и координируя ежедневно всю работу! Большую помощь и поддержку оказала ему супруга, Альбина Кирилловна, инженер-строитель: разрабатывала проекты, вела технический контроль, приводила в систему многочисленные документы, редактировала книгу «Память», а потом и издавала ее.

Стела «Они вернулись с Победой» торжественно открыта в селе к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Это был действительно незабываемый для всех праздник, на него съехались земляки с разных концов света. «Народ бесконечно благодарен ему за такой великий поступок, за возвращенную память о героях, погибших и сражавшихся на фронтах Великой Отечественной, — говорил, выступая, Александр Рыдванецкий, одноклассник Владимира Байковского. А он сам стихами описал порыв откликнувшихся на его призыв земляков: «Кто деньгами, кто работой — каждый память вечную героям воскресил, и особенно, что очень важно, душу каждый в памятник вложил. Двадцать пять келлеровчан-героев не вернутся с фронта никогда… Не забыло их село родное, память вечная им будет здесь всегда!».

О большой признательности Владимиру Тимофеевичу говорил и председатель объединения поляков области Александр Суховецкий, назвав его истинным патриотом Казахстана, а еще учителем, который умел не поучать, а наставлять тонко и прозорливо. Причем, часто своим собственным примером. Авторитет его был очень высок среди людей. И неслучайно. Кто еще в ответ на приглашение уехать на историческую родину, получив уже ордер на жилье там, откажется, решив остаться преданным своей Родине? Он это сделал и совсем недавно, год назад. Его убеждения не расходились с его поступками. Ко всему в своей жизни Байковский относился именно так: служил — так на совесть, дружил — так всегда рядом был в трудный момент, любил — так на всю жизнь и по-рыцарски, а любовь к Родине была для него просто святой — ей не изменишь и ее не предашь…

Александра МЯКОТА.

Читайте также