Вечные проблемы глазами молодых

Больше года прошло после премьеры спектакля «Плаха» в Акмолинском областном русском драматическом театре. Зрителей меньше не становится, и большая их часть — люди молодые.

Наверное, во многом потому, что речь идет о проблемах и ценностях вечных, общечеловеческих, волнующих современную молодежь также, как и их ровесников 50-100 лет тому назад.

Роман Чингиза Айтматова, по мотивам которого спектакль создан, исследует противоречивость человеческой природы. С одной стороны, человек подчиняет природу, разрушает своими преобразованиями. Мир природы превращается в мир человеческий. Между ними должны быть установлены отношения родства, гармонии, но на самом деле — все наоборот. Дисгармония приводит к трагедии, приводит род человеческий на «плаху».

Роман Айтматова — отчаянный призыв, обращенный к каждому из нас: одуматься, осознать свою ответственность за все, что обострилось и сгустилось в мире.

Режиссер спектакля Шамиль Дыйканбаев приглашен из Кыргызстана — родины великого писателя. Вместе с художником Садыром Ниязкуновым они погружают нас в действо, где зрители могут сполна прочувствовать происходящее на сцене вместе с актерами.

В центре зала — деревяный стол в форме креста. «Это некий стол, за которым идет разговор о таких понятиях, как страх, предназначение человека, выбор пути», — разъясняет режиссер.

Нет кулис, актеры переодеваются на месте. Над крестом висит почтовый ящик, куда писал письма Авдий (Тимур Валиев) своей единственной возлюбленной, лампы, стулья и колокол. Полумрак, захватывает зрителя и держит в напряжении на протяжении всего спектакля, заставляет сжиматься сердце в груди.

Луч прожектора высвечивает сидящего по центру креста главного героя. Он лепит из глины фигурки людей, напоминая, что по поверьям все мы слеплены из глины. Диакон обходит зрителей и делится с каждым кубиком сахара. Авдий утверждает, что представление о боге, церкви не соответствует нынешним требованиям мира, наставник переубедить его не может.

Авдий свято верит в прогресс современного человечества. Уже в пути в Мойынкумскую пустыню он знакомится со своими «попутчиками» — Петрухой (Станислав Тавгень) и Ленькой (Артем Костров). Долго разговаривая с ними, Авдий Каллистратов приходит к выводу, что не эти люди виноваты в том, что нарушают правила, а система. И ужасается, когда слышит, что они делают это осознанно, а не от безденежья и безвыходности.

Их главарь Гришан кричит: «И чему удивляться тому, на чем свихнулся еще тот, кого распяли?! Спаситель рода человеческого! И что? Кто нас спасет, что в этом мире спасено?! Человек, он тот же, ничего не изменилось!».

Он прав? Может и впрямь, как бы ни менялись обстоятельства вокруг, как бы ни шел прогресс, человек- он все тот же? Жадный, корыстный, завистливый, похотливый и циничный. Классические произведения на то и классические, что несут вечные проблемы человечества. Из года в год, из столетия в столетие…

На протяжении всего спектакля Авдий ведет переписку со своей возлюбленной Ингой (Оксана Науменко). Опускает письма в почтовый ящик, что висит над крестом. В них — его переживания, их первая встреча, влюбленность.

В тот момент, когда Авдий знакомится с обер Кандаловым, актриса расставляет по «кресту» фигурки сайгаков, и во время охоты герои начинают топтать их в быстром темпе.

Колко подобрано музыкальное оформление. Использована песня «Евангелие» Егора Летова. Во время истребления сайгаков и в процессе употребления «анаши» звучит казахский народный кюй. Стыдит нас, что мы сами травим все святое в себе.

Главного героя Авдия Каллистратова — сострадательного, искреннего, грамотного, влюбленного, глубокомыслящего — сыграл артист театра Тимур Валиев. Мы видим, как его герой изменяется на протяжении спектакля. Вначале он убежден, что бог-это сугубо личное, ну а в конце приходит к пониманию, что Всевышний — это понятие общее. И неважно, кто ты и где, у всего человечества проблемы общие.

Режиссер спектакля ключевые роли отрицательных героев спектакля отдал одному актеру. Диакона, Гришана и обер Кандалова играет «Мәдениет қайраткері» Василий Гречанников. Возможно, для того, чтобы подчеркнуть, что они недалеко ушли друг от друга…

Нельзя не отметить харизматичную Нургуль Джунусову, сыгравшую следователя транспортной прокуратуры Джаксыбекову, а потом и капитана.

Постановка заставляет задуматься нас о том, что мы делаем со своей жизнью, чем мы живем и дышим на данный момент. Остались ли у нас высоконравственные ценности и воспитание. Не животные пи мы, ибо порой они намного человечнее нас. Являясь высшим классом потребителей, мы забываем о том, что под нашими ногами, от кого мы произошли, как появились на свет. Кульминацией является сцена, где Авдий остается убитый морально, потрясенный, одинокий, ибо его покидает его возлюбленная, и запутавшийся в поисках истины, остается лишь смотреть на зрителя полными боли глазами. Тут и начинается саморазрушение. У нас.

Аида ҚАЛҚАТАЙ,
студентка факультета искусствоведения Казахского национального университета искусств.

Читайте также