Влюбленный в степные напевы

«Болашаққа багдар: рухани жаңғыру»
«Если мы хотим быть нацией со своим неповторимым местом на глобальной карте XXI века, нужно, чтобы мир узнал нас по культурным достижениям
Наши  национальные   традиции  и  обычаи,   язык  и  музыка,   литература   и  свадебные   обряды,   —  одним словом, национальный дух, должны вечно оставаться с нами».
Первый Президент Республики КазахстанЕлбасы Нурсултан НАЗАРБАЕВ.

Сара КУЗЕМБАЙ,
доктор искусствоведения,
профессор.

Недавно в Институте литературы и искусства им. М. Ауэзова состоялась международная конференция «Древние сарыны во времени», посвященная 150-летию Александра Затаевичавыдающегося ученогоэтнографа, первого народного артиста КазССР, прославленного фольклориста, собирателя образцов традиционной музыки разных народов.

Так звучит душа народа

«…Этот труд я выполнил со всею любовью и самопосвящением, со всем умением, коим располагаю. В этой работе нельзя было сделать ни одного шага без внутреннего созвучия с интимнейшими струнами коллективной души народной, что навсегда породнило меня, случайного к Вам пришельца, с талантливым и благородным казахским народом. Но я — старик, а за Вами все будущее! Храните же, изучайте и приумножайте Ваши национальные духовные богатства, развивайте и украшайте их достижениями высшей общечеловеческой культуры, к которой стремитесь, и да возрастает из народных недр обновленная и расцветшая казахская национальная музыка!».

Так писал более 100 лет назад в предисловии к своему капитальному изданию «1 000 песен казахского народа» его автор — Александр Викторович Затаевич (1869-1936).

Музыкальный фольклор казахского народа издавна вызывал неподдельный интерес и восхищение у многих русских и зарубежных путешественников, этнографов. Собирать и записывать народные песни и кюи, изучать быт и музыкальные традиции казахов начали в конце XIX века. Среди имен исследователей — русские писатели, музыканты, фольклористы А. Ивановский, А. Левшин, А. Алекторов, Н. Тихов, Г. Потанин, А. Ядринцев, С. Рыбаков, немцы — А. Эйхгорн, Р. Пфеннинг, голландец — А. Бимбоэс, венгр — Г. Вамбери, поляк — А. Янушкевич, французы — Ж. Капью и А. Бонвало и многие другие. Их труды, записи, заметки и поныне представляют ценность при изучении богатейшего отечественного музыкального наследия.

Имя Александра Затаевича занимает особое место, ибо он впервые весомо и масштабно заявил миру о величии и красоте многовековой самобытной культуры казахского народа. За 16 лет он собрал богатейшее и уникальное по количеству и художественной ценности музыкальное наследие казахов.

В самые трудные годы советского строя он записал около 2 300 песен и кюев от более чем 500 информаторов — носителей и знатоков фольклора. В результате было издано два сборника: в 1925 году — «1000 песен казахского народа» и в 1931-м — «500 казахских песен и кюев».

К сожалению, работа над третьим сборником «Казахские записи. Материалы III тома казахской музыки», осталась незавершенной из-за кончины фольклориста. Масштабность и ценность музыкально-этнографических трудов Александра Затаевича не имеют в мире аналогов.

Собирание казахского музыкального наследия Александр Викторович считал важнейшим делом своей жизни. Тысячи образцов сохранены благодаря его колоссальному энтузиазму и труду. В преклонном возрасте он совершал многокилометровые переезды в поисках живых драгоценностей, преодолевая бытовую неустроенность и бюрократические преграды. У него были благородные цели и заветная мечта.

Песни и кюи он записывал у себя дома, в школах, общежитиях, казармах, среди сутолоки базара и в коридоре театра — везде, где встречал ценный источник для пополнения песенных коллекций. По-юношески влюбленный в казахскую музыку, с присущей ему интеллигентностью он писал: «Чем больше я записываю народные песни, тем больше мне кажется, что я так мало знаю казахскую музыку. Это какой-то необъятный беспредельный океан, в глубине которого таятся еще неизведанные богатства…».

В процессе работы Александр Викторович проникся глубокой любовью к казахскому народу. Так, в 1924 году в предисловии к «1000 песен казахского народа» он отмечает: «Но могли я пройти равнодушно мимо тех сокровищ, которые так неожиданно предо мной открылись? Культурному миру они до сих пор оставались неизвестными, а между тем их уже коснулась гибельная рука вымирания. Нужно было спешить с записью того, что еще осталось целым…».

За свою музыкально-этнографическую деятельность Александр Затаевич первым в республике удостоен высокого и почетного звания народного артиста Казахской ССР, чем всегда гордился.

Сохранить для потомков

Александр Затаевич родился в 1869 году в семье военнослужащего в уездном городе Волхове Орловской губернии. В гимназии проявил большие музыкальные способности. Но из-за тяжелого материального положения семьи, оставшейся без кормильца, вынужден был поступить в финансовое ведомство, прекратив занятия музыкой. В 1896-м Затаевич познакомился с Сергеем Рахманиновым, который поддержал его композиторские начинания, помог опубликовать несколько произведений. В знак дружеских отношений великий русский композитор посвятил Затаевичу «Шесть музыкальных моментов».

В 1904-м Затаевич был приглашен на работу в Варшаву и в течение 11 лет был музыкальным критиком и рецензентом газеты «Варшавский вестник». В эти годы издал множество статей, фельетонов и заметок по музыкальной культуре, которые свидетельствовали о его широком кругозоре, знаниях и писательском даровании.

Во время Первой мировой войны, в 1915 году, он с семьей эвакуировался в Петроград, откуда в 1920-м был направлен на работу в Оренбург. Здесь впервые услышал прекрасные народные песни и кюи казахов, стал их записывать и изучать. В течение трех лет ему удалось собрать только в Оренбурге около полутора тысяч произведений, из которых он составил и опубликовал свой первый фундаментальный этнографический труд — «1000 песен казахского народа». Эта работа вызвала огромный интерес общественности и была оценена как событие в истории мирового музыкального искусства, как крупное достижение современной культуры.

После публикации сборника Затаевич был приглашен Русским географическим обществом в Ленинград, где выступил с докладом о казахской музыке в вузах, а также в комиссии по изучению народной музыки. Высоко оценил этот труд выдающийся музыковед и композитор Борис Асафьев: «Труд Ваш колоссален, а по затрате энергии, неутомимости и нечеловеческого упорства — он поистине эпический». Сборник «1000 песен казахского народа» Асафьев считал «ценнейшим памятником вековой, а может быть, и тысячелетней культуры».

Высокую оценку фольклорным традициям казахов дал Максим Горький, написавший, что «оригинальнейшие их мелодии — богатый материал для Моцартов, Бетховенов, Шопенов, Мусоргских и Григов будущего. Отовсюду — от зырян, бурят, чувашей, марийцев и так далее — для гениальных музыкантов будущего льются ручьи поразительно красивых мелодий…».

Многочисленные отклики вдохновили Александра Викторовича на продолжение работы. Результатом поездок по всему Казахстану (1926-1928), со слов Затаевича — «по железной дороге и на лошадях», явился сборник «500 казахских песен и кюев». Параллельно с собиранием сокровищ казахского музыкального фольклора исследователь интересовался песнями и других национальностей. Так, в 1933 году издан его сборник «Песни казахстанских татар», годом позже — фундаментальный труд «250 киргизских инструментальных пьес и напевов».

Среди корреспондентов Затаевича были и представители нарождающейся тогда казахской интеллигенции, о которых он отзывался с сердечной теплотой. Так, о будущем ученом с мировым именем Каныше Сатпаеве писал, что он «прекрасный знаток и хороший исполнитель баянаульских песен, давший для настоящего сборника ряд очень ценных сообщений не только в области напевов и мелодий, но и текстов, и снабдивший последние русскими переводами». Государственного деятеля Алиби Жангельдина он характеризует как знатока торгайских песен, которые тот «исполнял чрезвычайно стильно и выразительно». С большой благодарностью отзывался Александр Викторович и об ученом-тюркологе Ахмете Байтурсынове.

Подвиг и пример душевной силы

Работы Александра Затаевича — это антология казахского музыкального фольклора с древнейших времен до 30-х годов прошлого столетия. Впервые в истории казахской музыки даны характеристики и ценные биографические сведения о виднейших народных композиторах Абае Кунанбаеве, Курмангазы Сагырбаеве, Жаяу Мусе Байжанове, Биржане Кожагулове, Мухите Мералиеве, Даулеткерее Шигаеве, Ыбырае Сандыбаеве и многих других.

В записях Затаевича имеются веками хранившиеся в народной памяти песни и кюи: на эпические темы (песня «Қобланды»), на сюжеты из древней истории (песня «Ескендір»), из эпохи монгольского нашествия (кюи «Ақсақ купан», «Жошы хан»), периода национально-освободительных войн против джунгарских захватчиков (кюй «Жетім қыз Күнайым»). Сборники «1000 песен…» и «500 песен…» содержат также прекрасные образцы трудовых, бытовых, обрядовых, лирических песен и песен социального характера.

Составить такую богатейшую антологию казахской народной музыки Александр Затаевич смог благодаря тому, что, обладая пытливым умом и настойчивостью, будучи обаятельным и общительным, он умело находил «ключи» к самым разным людям, вызывая у них глубокий интерес и уважение к своей работе. На протяжении всей грандиозной деятельности фольклориста-композитора ярко проявляются черты высокой культуры, титанический труд разносторонне эрудированного человека, подлинного интеллигента, творчески мыслящего музыканта и истинного гуманиста.

Александр Затаевич по праву считается основоположником современного профессионального искусства, в частности, казахской фортепианной музыки. Наиболее известны «Казахские песни в форме миниатюр на народные темы» и сборник «Песни Казахстана». Являясь активным участником культурной жизни республики, он пропагандировал казахскую народную музыку по радио, в печати, выступал с докладами. Записи Затаевича стали ценнейшим источником для создания новых оперных, симфонических произведений. Свидетельство тому — сочинения Е. Брусиловского, А. Жубанова, Л. Хамиди, В. Великанова, Г. Жубановой и других композиторов.

Высоко оценивая титанический труд Александра Затаевича, его вклад в общечеловеческую духовную сокровищницу, выдающийся французский писатель и музыковед Ромен Роллан писал: «Прежде всего я должен выразить свое восхищение перед удивительной энергией, которую Затаевич проявил, чтобы довести до конца такой монументальный труд в самых тяжелых условиях голода и эпидемий. Это музыкальный подвиг, пример душевной силы, который нельзя забыть. Я поражен этим цветением прекрасных и здоровых мелодий, которые украшают степь».

Неоспоримой исторической заслугой Затаевича является то, что он не только блестяще продолжил начинания своих предшественников — фольклористов, но впервые собрал и опубликовал новые, ценнейшие по художественному содержанию образцы народной музыки, разрешив при этом большой круг теоретических и исторических вопросов казахской музыки. Его работы — исключительный вклад в современную музыкальную культуру и фольклористику.

Благородные деяния Александра Затаевича увековечены в научных исследованиях казахстанских ученых, его именем названы музыкальные учреждения, улицы в городах Казахстана, переиздаются его труды, проводятся республиканские и международные конференции. Нравственно-духовная значимость его деятельности подтверждается и наличием в них ответов на многие вопросы, выдвинутые Первым Президентом Нурсултаном Назарбаевым в его программных статьях. Ведь в капитальных трудах фольклориста сохранены истинные народные сокровища, отражены самоидентичность и менталитет казахского народа.

…В Москве на Новодевичьем кладбище среди многих знаменитых памятников особо выделяется один: на его надгробном камне изображен юноша-акын с домброй, прославляющий бессмертие имени и подвига великого русского музыканта — Александра Викторовича Затаевича.

Kazpravda.kz

Читайте также