Бурабай: притягивать и удивлять

Индустрия туризма признана одной из самых важных отраслей экономики Акмолинской области. О том, как будет развиваться и чем удивит «жемчужина Казахстана» — Щучинско-Бурабайская курортная зона — в ближайшие годы, на пресс-конференции в Региональной службе коммуникаций рассказал заместитель акима области Марат Игалиев.

—  Главой государства поставлена задача довести долю туризма в экономике страны к 2025 году до 8%, — отметил Марат Игалиев. — Буквально в начале прошлой недели была принята государственная программа развития туристической отрасли до 2025 года, ЩБКЗ вошла в ТОП-10 приоритетов Казахстана. Существует и ТОП-50 проектов, куда включены курорт Зеренда и Катаркольская зона.

Цель — увеличить посещаемость

Спикер также рассказал, что в рамках госпрограммы развития туризма акиматом области совместно с одной из крупнейших консалтинговых компаний разработан мастер-план развития ЩБКЗ. Его основная цель — увеличить посещаемость курорта Бурабай к 2030 году до 3 млн человек в год. В прошлом году «жемчужину Казахстана» посетило на 10% больше туристов — 1,2 млн человек. Любопытный факт, что от этого числа в отелях останавливалась всего четвертая часть гостей, остальные задержались на день или предпочли ночевку в кемпингах.

—  Наша задача создать условия для того, чтобы туристы подольше пребывали на курорте, проживая именно в отелях. Для этого необходимо построить около 4 000 гостиничных номеров в сегменте 3-4 звезды, — сказал заместитель акима области. — Упор на средний сегмент неслучаен — это должно снизить цены на цивилизованный отдых на курорте Бурабай. Одна из претензий от отечественных туристов — ценовая политика. В народе говорят, что дешевле слетать в Турцию, чем отдохнуть в Бурабае. Причем эта проблема не связана с сезонностью — у большинства отелей зимой и летом цена одна. Предприниматели не идут на скидки, это частный сектор, регулирование со стороны государства невозможно.

«Four seasons»: время года не имеет значения

Для обеспечения привлекательности курорта Бурабай и круглогодичной загрузки с привлечением бизнеса принята к исполнению концепция «Four seasons». Создан историко-краеведческий музей на базе визит-центра и музей Ботайской культуры, открыты этноаул «Жайлау» и автокемпинги. Организована сеть стрит-фуда и т.д. По итогам 2018 года в рамках концепции «Four seasons» реализовано 28 крупных мероприятий, в которых приняли участие более 20 тысяч человек. В этом году запланировано уже 72 мероприятия, среди которых спортивные соревнования, фестивали и многое другое.

Увеличит посещаемость курорта в любое время года крупный конгресс-центр, где будут проводиться разноформатные мероприятия, концерты с участием мировых звезд эстрады. Его строительство запланировано в поселке Бурабай. Еще один проект, касающийся непосредственно поселка: вдоль восточного побережья озера появится большой общественный парк с выходом к воде, включающий игровые площадки, фонтаны и т. д.

Еще один пункт в актив Бурабая — строительство аквапарка на территории оздоровительного центра «Дискавери Боровое». В перспективе создание смотровой площадки на одноименной горе, куда туристов будет доставлять канатная дорога. В общем, Бурабаю будет чем притягивать и удивлять.

Ключевые зоны Бурабая

Как же будет развиваться курорт в ближайшие годы? В настоящее время в Акмолинской области на исполнении План развития ЩБКЗ. Два его этапа уже позади — 43 мероприятия на сумму 12 млрд тенге. Последовательно двигаемся по третьему этапу — 2017-2020 годы. Он включает в себя, в частности, завершение реконструкции системы канализации и очистных сооружений курорта.

— Вариантов развития ЩБКЗ за 15 лет было несколько, — сказал Марат Игалиев. — В прошлом году мы окончательно определилсь в этом вопросе. Первое — ключевая зона сам поселок Бурабай, рассматриваемый как центр досуга и природно-культурного наследия. Акцент делаем на улучшение и расширение существующих предложений и повышение базового качества услуг. В основе пляжных отдых, экотуризм и оздоровительный туризм. Планируется создать курорт на первой и второй береговых линиях озера Бурабай. Территория вокруг озера и станет точкой роста номерного фонда.

В прошлом году начато строительство микрорайона в поселке Бурабай на площади в 14 гектаров. Выполнено благоустройство главной улицы и центральной площади, построены 2 аллеи к пляжной зоне, реализуется проект по раздельному сбору мусора. Установлены малые архитектурные формы в виде надписи «I love Burabay» и информационные указатели.

Вторая зона — озеро Щучье. В нее уже вошли пятизвездочный отель «RIXOS Borovoe» и казахстанская Лапландия. На побережье озера запланировано строительство новых гостиниц, развлекательных комплексов. С инвесторами из ОАЭ и компанией «Базис А» прорабатывается проект строительства курортного комплекса на прибрежной зоне озера Щучье на площади около 60 га.

Третья зона — семейный курорт «Ак Бура» на берегу озера в Акылбайском сельском округе. Это абсолютно новый курорт с исключительно трехзвездочными отелями, с развитой досуговой инфраструктурой, которая не позволит скучать в любое время года ни взрослым, ни детям. Словом, идеальный вариант для семейного отдыха. Швейцарской компанией разработана детальная планировка курортной зоны, сейчас завершается строительство инженерных сетей. Только на первом этапе сумма ивестиций составляет 37 млн долларов.

Курорт ждет инвесторов

Без частных инвестиций развитие Бурабая немыслимо. Марат Игалиев особо подчеркнул, что ЩБКЗ входит в число приоритетных туристских территорий. Это означает, что инвесторы, вкладывая деньги в строительство отелей, развлекательных центров и другой туристской инфраструктуры, могут рассчитывать на ощутимые налоговые преференции. В сторону бизнесменов, желающих вложить средства в сферу туризма, развернута программа «Дорожная карта бизнеса-2020». Это, безусловно, привлечет инвесторов.

А что еще?

На территории области находятся три государственных национальных природных парка — «Бурабай», «Буйратау» и «Кокшетау», а также Коргалжынский государственный природный заповедник с самой северной в мире популяцией розового фламинго. Марат Игалиев рассказал о пилотном проекте, связанном с деятельностью ГНПП «Кокшетау» Нацпарком будет заведовать управляющая компания, которая создаст условия для притока туристов.

— Проведена большая работа, чтобы Зеренда вошла в этот пилотный проект. Если опыт окажется успешным, в двух других нацпарках тоже будут созданы управляющие компании. Это мировой опыт, думается, приживется и у нас, — говорит Марат Игалиев.

Бурабай благодаря промышленному производству новой лечебно-столовой воды «Qulager Burabay», ставшей его официальным брендом, претендует занять нишу в оздоровительном туризме. В прошлом году получены заключения от институтов курортологии России и Казахстана, подтверждающие, что наша вода не уступает по полезным для организма человека свойствам той же всемирно известной «Ессентуки».

***

В завершение Марат Игалиев ответил на вопросы. «Насколько увеличилась територия ЩБКЗ, и какие в перспективе в Бурабае появятся точки притяжения туристов?».

—  Територия ЩБКЗ растет, это закономерный процесс. Точкой притяжения станет зона «Ак Бура», например, о которой я говорил выше. У нас есть четкий «портрет» потенциального клиента: это человек, который живет или часто приезжает в Астану. Наша задача «затащить» его на 2-3 дня в Бурабай. Нам нужны визит-центры в Астане и, к примеру, в Алматы. А чем мы можем завлечь туриста? Впечатлениями, яркими и незабываемыми. На курорте Бурабай планируется открыть офис «Маша и медведи» — популярный сегодня бренд в Китае, Италии и других странах. Думаю, что это увеличит приток туристов, люди станут чаще приезжать семьями.

Один из вопросов касался общественного транспорта внутри туристической зоны. Проектов здесь много, пояснил Марат Игалиев. Но общепринятые стандарты диктуют свои условия — транспорта, работающего на традиционных видах топлива, по курортной зоне должно колесить минимум. Другое дело -электротяга. Доехал до парковки, оставил свой автомобиль и пересел на электрокар. Реализовать этот проект планируется в первую очередь на новом курорте «Ак Бура». Что касается поселка Бурабай, ведутся переговоры с владельцами отелей. Многие из них приобретают комфортабельные автобусы, работающие на газу.

Прозвучал вопрос и о качестве подготовки специалистов туристской сферы, в частности, экскурсоводов, владеющих иностранными языками.

— В мою бытность руководителем Комитета индустрии туризма было так: на специальности, связанные с индустрией туризма, шли молодые люди, не поступившие по ряду причин на какие-то более престижные профессии. Складывалось впечатление, что это выбор по остаточному принципу. Ситуация постепенно меняется. Не только в КГУ им. Ш. Уалиханова, но и в других вузах региона открываются соответствующие факультеты. Это кроме того, что совместно с РПП в гостиничном комплексе «Hotel Plaza» открыта первая в Казахстане «Академия сервиса и туризма».Там готовят специалистов высокого уровня. Есть колледж в Щучинске с большими традициями, его выпускники работают шеф-поварами в самых престижных ресторанах страны. Наша задача сделать так, чтобы наши выпускники проходили практику за рубежом, где требуется английский язык.

«Предусмотрено ли создание на озерах ЩБКЗ так называемых коммунальных пляжей с минимальным уровнем комфорта для посетителей, но куда был бы доступен бесплатный вход для местных жителей и всех акмолинцев?» По словам спикера, этот вопрос поднимался на уровне акимата области. Многие пляжи находятся в ведении национальных парков. Безусловно, местные жители имеют первоочередное право на посещение пляжных зон. Информация об общедоступных пляжах должна быть включена в интерактивную карту курорта.

Алексей ЧАЙКА.

Читайте также