Создаются семейные фермы
Аким Ишимского сельского округа Абдурашит Искаков оценивает завершающуюся зимовку как нормальную (морозы были щадящими, бураны мало беспокоили). Но в его «понятие нормы» входит и тот факт, что в животноводстве становится больше молодежи, семейных ферм.
— В прошлые годы ишимцы с интересом отнеслись к целевым кредитным программам поддержки аграрного сектора «Сыбаға», «Кулан». Благодаря этому, прочно стали на ноги хозяйства Серика Еспенбетова, Жанболата Шукетаева, с 2017 года по программе «Алтын асық» обрели самостоятельность Есентай Борамбаев, Сабит Абишев, другие скотоводы. Предприниматель Жаслан Кожамбеков брал кредит на воспроизводство крупного рогатого скота. Кредит погасил, а в этом году использует возможности отраслевой программы «Агробизнес-2020», ее приоритетным направлением по развитию мясного животноводства. Приобрел в собственность сразу 316 породистых овец.
— Получается, что Ваши односельчане благодаря программам господдержки сами регулируют свою занятость, повышают семейный доход?
— Рабочие места создают не только для себя лично. Вот, к примеру, семья начинающих предпринимателей Жангабуловых взяла двоих односельчан на работу в ИП. Айгуль Жангабулова у нас заведовала почтовым отделением. Сами понимаете, такой работой дорожат: стабильная зарплата, нормированный режим. А она вдруг заявление пишет по собственному желанию. Буду, говорит, открывать свое дело. Ее сын Бейбут отслужил в армии, в город не поехал. По программе кредитования «Игілік» приобрел 19 голов КРС. Образовалась семейная ферма. Кроме этого, Жангабуловы купили доильный аппарат, маслобойку.
— Это уже больше чем ферма.
— Молочная ферма плюс цех переработки. По окончании массового отела коров, раздоя собираются еще прикупать молоко у населения, перерабатывать и продавать масло, сметану, другие продукты. Я почему-то уверен, что у ишимцев товар от Жангабуловых будет пользоваться спросом больше, чем привозной с заводов.
Фермер со стажем Жанболат Шукетаев напомнил наш с ним разговор почти трехлетней давности. «Я тогда рассказывал, с каким интересом меня расспрашивали земляки про кредитование. Вроде недавно это было, а воды с тех пор много утекло. Сейчас никого агитировать не надо — все видно на наших результатах. Еще за кредит полностью не рассчитался, но уже реализую мясо. С рынком не связываюсь, клиенты сами в Ишим-ку приезжают. Сосед М. Мухамбетжанов (он из молодых земляков) вернулся назад из города, говорит, что тоже кредитуется, будет жить своим хозяйством». ^,^
Развитие животноводства оказывает свое влияние и на культурную жизнь села. Аким А. Искаков сообщил: в Наурыз мейрамы Ишимка не обойдется без конно-спортивного праздника. Не правда ли, яркое завершение успешной зимовки?
Жаксынский район.
Фото автора.
«Коневодство мне ближе»
Александра Овсянюка знают многие коневоды Жаркаинского района. А те, кто не знаком с ним лично, наслышаны о неформале частного животноводства.
За глаза Александра так и называют — заводчик. У него нет, конечно, завода по выращиванию племенных скакунов. На прозвище Овсянюк не обижается. Кажется, он этим даже гордится: «Истинная правда, что развести лошадей у меня не получалось ни с первой, ни со второй попытки. Просто «не шло». Даже думал, что это вообще не мое дело. Но… снова пробовал. Потом все-таки получилось. С тех пор понял: меня Всевышний специально так испытывал, потому что был риск прикипеть к этому делу намертво, и потом больше ничем всерьез не станешь заниматься. Сейчас, как говорится, без вариантов. Технику люблю всякую, она мне помогает одному управляться с хозяйством. Живность дома разную люблю, много чего другого. Но больше всего на свете — лошадей».
Разводить лошадей — совсем непростое занятие, а содержать конюшню в большом населенном пункте — тем более очень кропотливый бизнес. Достаточно мягкая, по его мнению, зима позволяла скакунам вдоволь гулять по берегу реки и тебеневать, где в ложбинах с осени осталась трава.
Дочери, не раз уговаривавшие отца отказаться от напряженной работы по уходу за животными на личной ферме, поняли бесперспективность своих устремлений. Подарили праздничное седло с отделанной упряжью. «Дорогой во всех смыслах подарок. Вот не знаю, по какому поводу теперь этой сбруей воспользоваться», — сокрушается коневод, не любящий хвастать, красоваться. Запрягает он редко, лошади у него чаще всего ходят в поводу. Хозяин их словно балует вольницей.
Жаркаинский район.
Подготовил Григорий СПОДЕНЕЦ, собкор «АП».
Фото автора.