Тема детского аутизма актуальна в психиатрии по причине высокой частоты встречаемости, тяжести страданий пациентов и большому проценту инвалидизации в возрасте до 16 лет. Ранний детский аутизм занимает 4 место по числу случаев среди различных видов хронической нервно-психической патологии у детей после умственной отсталости, эпилепсии, ДЦП. Заболеваемость, по данным ВОЗ, составила в 2016г. 5-20 случаев на 10 тыс. детского населения планеты. Для статистики весьма нехарактерен подобный разброс в цифрах. В чем причина этого явления? Широкий диапазон статистических данных можно объяснить разнообразием подходов к пониманию сути аутизма, качеством его диагностических критериев и практикой их применения.
Еще в 60-х годах XX века случился своеобразный аутистический бум — аутизму посвящались специальные выпуски периодической литературы, многие проблемы детской психиатрии пересматривались и рассматривались через призму детского аутизма. В 70-е годы отношение к этой проблеме стало более сдержанным, описания уступили место их критическому анализу, в высказываниях многих исследователей зазвучала неудовлетворенность расширительной диагностикой аутизма. Появилось мнение, что число детей с нарушениями коммуникации растет главным образом за счет так называемых «параутистических состояний», и большое практическое значение имеет их разграничение, так как они требуют разного терапевтического подхода и имеют различный прогноз.
Как изменилась ситуация в мире на сегодняшний день?
Аутизм — ныне «модный» диагноз, его пропагандируют СМИ, как истории об иных людях, возможно более умных и талантливых, чем психически здоровые. Муссируется тема их обязательного вовлечения в общество, приоритетной помощи таким больным в числе прочих, страдающих другими расстройствами психики.
Нынешняя «эпидемия аутизма» не имеет под собой объективной почвы. Причины кроются в размытости границ диагностики, различном диагностическом подходе, материальной заинтересованности, стигматизации общества: психология родителей опирается на следующее рассуждение в выборе: « лучше пусть мой ребенок значится иным человеком (аутистом), чем умственно отсталым». Научившись различать отдельные симптомы нарушения коммуникации, специалисты здравоохранения не всегда способны разглядеть за ними клиническую картину иной болезни.
Какова же история заболевания? Термин «аутизм» (от греческого auto — сам) ввел в психиатрию Ойген Блейлер и придавал этому понятию немотивированный уход в себя, свои грезы, фантазии. Отмечая неконтактность этих пациентов, он полагал, что аутизм может быть и проявлением шизофрении, и особого типа мышления, и явлением нормальной психики. В 1943 г. Лео Каннер впервые описал врожденные, распознаваемые на 1-2 году жизни характерологические странности, основное проявление которых состоит в своеобразном отношении к окружающему и назвал расстройство — ранний инфантильный (детский) аутизм. Он определял этим термином не «уход в себя», а качественно другое состояние ребенка — жизнь вне этого мира, вне смыслового поля социума. В 1944 г. Аспергер опубликовал наблюдения над совершенно иной категорией больных с нарушением общения, назвав ихаутистическими психопатами.
В наше время каждый специалист сферы охраны психического здоровья в том или ином контексте использует слово «аутизм», порой не задумываясь насколько многолико на сегодняшний день это определение.
Сам Каннер считал описанный им синдром одним из самых трагичных диагнозов в детской психиатрии и говорил о невозможности вовлечения таких пациентов в общество, социум должен подстраиваться под него, иные отношения не сложатся. Многие исследователи вообще считают термин «аутизм» далеким от понимания клиники затрагиваемого расстройства. По превалирующему мнению, внутренний мир ребенка с детским аутизмом скорее пуст и холоден, наполнен отдельными частными характеристиками окружающих предметов с отсутствием понимания их сути, чем богат индивидуальными переживаниями, способными оторвать его от реальности и погрузить в мир грез.
В 1988 г. появился новый термин: РАС (расстройства аутистического спектра), введенный британским психиатром Лорной Уинг. Это понятие включает в себя некоторые расстройства общего развития у детей с различной степенью выраженности аутистических симптомов: синдром Каннера, синдром Аспергера (при котором интеллектуальные способности обычно сохранены) и другие состояния, имеющие отдельный диагноз.
Термин РАС вызвал много споров в психиатрическом сообществе. Часть ученых справедливо полагает, что «спектр не может быть диагнозом», и такой подход вновь способствует необоснованной расширительной диагностике детского аутизма. Американская психиатрическая ассоциация приняла изменения и включила термин РАС в свою классификацию психических расстройств DSM-V. Психиатры Казахстана в настоящее время не имеют практических и методических рекомендаций к использованию РАС и работают согласно утвержденным в МЗ РК клиническим протоколам и международной классификации болезней, в которых озвучены три основных заболевания, связанных с понятием «аутизм у детей» : детский аутизм, атипичный аутизм, синдром Аспергера. В случае недостаточных клинических проявлений этих заболеваний, при наличии отдельных аутистических симптомов наряду с задержкой темпа психического развития, выставляется диагноз: задержка темпа психического развития с аутистическими симптомами.
Следует отметить, что от точности диагностики зависит лечение пациента и план реабилитационных мероприятий. Аутист — аутисту рознь, к примеру, дети с синдромом Аспергера при определенных условиях способны усвоить общеобразовательную программу и стать успешными в узконаправленной индивидуальной трудовой деятельности, дети с синдромом Каннера, к сожалению, останутся инвалидами и всю жизнь будут нуждаться в посторонней помощи. В случаях «излечения от аутизма», речь скорее всего идет о задержках психического развития с аутистическими симптомами, речевыми нарушениями и др.
Как обстоят дела в Акмолинской области?
Поданным на 01.02.2018г. в Областном центре психического здоровья состоят на диспансерном учете 84 детей и подростков с диагнозом детский аутизм, 65 из них являются инвалидами по психическому заболеванию и получателями государственного пособия.
26.06.2017г. МЗ РК утвержден приказ № 448 с Планом мероприятий по совершенствованию оказания медицинской помощи детям с аутизмом в Республике Казахстан на 2017-2019 годы. Областным центром психического здоровья при управлении здравоохранения Акмолинской области разработан план мероприятий по комплексной поддержке детей с аутизмом на 2019-2021 гг., включающий психообразовательные, профилактические, консультативно-диагностические мероприятия. На базе детского психиатрического отделения предусмотрен режим частичной госпитализации — возможности нахождения пациента в отделении в дневное или ночное время при случаях необходимости уточнения диагноза. В 2019г. ОЦПЗ планирует проведение семинара с врачами ПСМП Акмолинской области, посвященного ранней диагностике детского аутизма и задержек психического развития.
Инга МЕЛЬНИК,
главный внештатный психиатр Акмолинской области,
руководитель амбулаторно- поликлинического подразделения Областного центра психического здоровья.