О запрете взимания банками второго уровня отдельных видов комиссий при кредитовании физических лиц
В минувшие два года по инициативе Национального Банка в законодательство Республики Казахстан в рамках законов от 2 июля 2018 года1 и от 21 января 2019 года2 были внесены изменения, запрещающие взимание банками отдельных видов комиссий при кредитовании физических лиц.
В целях сокращения взимания банками второго уровня (далее — банки) комиссий на ежемесячной основе, Национальный Банк запретил устанавливать и взимать комиссии за ведение банковского счета, связанного с выдачей и обслуживанием займа, а также за зачисление (выдачу) займа на банковский счет по договорам банковского займа, заключаемым с физическими лицами на приобретение товаров, работ и услуг, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Запрет будет распространяться на договоры банковского займа, которые будут заключены с марта 2019 года.
С 2019 года наряду с вознаграждением и неустойкой банки не вправе требовать выплаты комиссий и иных платежей, связанных с выдачей и обслуживанием займа, начисленных по истечении 180 последовательных календарных дней просрочки по договору ипотечного жилищного займа физического лица, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Кроме того, в текущем году Национальный Банк в целях защиты прав заемщиков — физических лиц, получивших ипотечные займы под залог недвижимого имущества — запретил банкам требовать выплату вознаграждения, начисленного по истечении 180 календарных дней просрочки.
Справочно: в соответствии с Законом РК «Об ипотеке недвижимого имущества»:
— ипотечный заем — банковский заем, обеспеченный ипотекой недвижимого имущества;
— ипотечный жилищный заем -ипотечный заем, предоставляемый в целях строительства жилища либо его покупки и (или) ремонта.
Следует знать, что вознаграждение, начисленное и уплаченное до введения в действие Закона от 21 января 2019 года (т.е. до 03.02.2019 г) перерасчету не подлежит.
Законом от 2 июля 2018 года комиссии и иные платежи, связанные с выдачей и обслуживанием займа, включены в очередность погашения задолженности позайму.
С1 февраля 2019 года вступили в силу изменения, согласно которым банкам в целях информирования заемщиков о размере уплачиваемого вознаграждения предоставляется возможность указывать размер ставки вознаграждения не только в процентах годовых, но и в фиксированной сумме, т.е. в размере конкретной суммы.
Указание размера ставки вознаграждения в фиксированной сумме допускается только по займу, выданному на срок не более одного месяца, займу, выданному в рамках кредитной линии по платежной карточке, кредиту овердрафт, а также соглашению о предоставлении (открытии) кредитной линии.
При этом по займам со ставкой вознаграждения в фиксированной сумме предельный размер годовой эффективной ставки вознаграждения не должен превышать установленное законодательством ограничение.
По информации Акмолинского филиала РГУ «Национальный Банк РК».
1 Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам валютного регулирования и валютного контроля, рискориентированного надзора за деятельностью финансовых организаций, защиты прав потребителей финансовых услуг и совершенствования деятельности Национального Банка Республики Казахстан».
2 Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам усиления защиты права собственности, арбитража, оптимизации судебной нагрузки и дальнейшей гуманизации уголовного законодательства».
***
«Invest Online» — инновационная система для удобного и простого инвестирования средств
27 марта 2018 года начал функционировать инновационный технологический продукт «Invest Online» для инвестирования населением денег в ценные бумаги. Данная система является доступным способом инвестирования денег, предоставляя возможность каждому гражданину Республики Казахстан приобретать государственные ценные бумаги (ноты Национального Банка) и продавать их обратно Национальному Банку Казахстана.
С начала запуска инновационный продукт Национального Банка Казахстана показал востребованность у населения. Посредством данной системы ежедневно население покупает 32 тыс. краткосрочных нот на сумму более 3,1 млн тенге. Общий объем инвестиций составил 987,4 млн тенге.
В системе «Invest Online» были максимально упрощены условия инвестирования, не требующие физического посещения различных организаций: все операции проводятся онлайн в круглосуточном режиме через мобильное приложение или веб-сайт системы. Продуктом может пользоваться любой гражданин Республики Казахстан, не нужно иметь специальных знаний, длительно изучать рынок, стоять в очереди в кассах, подписывать бумажные документы.
Преимуществами системы являются:
- отсутствие комиссий: все операции в системе бесплатны;
- гарантированные инвестиции в государственные ценные бумаги;
- отсутствует риск потери средств;
- возможность возврата вложенных средств с накопленным доходом в любой момент.
Консультацию по работе приложения Invest Online можно получить, обратившись по круглосуточной линии технической поддержки по тел. 8 800 080 86 68 и по электронной почте: investonline@csd.kz.
Разъяснения о работе приложения можно также получить в специальном разделе «Invest Online» мобильного приложения Национального Банка Казахстана «НБК Online».
По информации Акмолинского филиала РГУ «Национальный Банк РК».
***
Национальный Банк Казахстана запустил в тестовом режиме систему по удаленной идентификации личности для финансового сектора
Национальный Банк Республики Казахстан информирует о запуске в тестовом режиме системы удаленной идентификации личности с участием банков второго уровня.
Проект реализуется в рамках Государственной программы «Цифровой Казахстан» и направлен на предоставление возможности клиентам финансовых организаций получения финансовых услуг дистанционным способом.
Внедрение механизма позволит клиентам удаленно, не выходя из дома, офиса, без посещения отделений банков и подписания бумажных документов получить наиболее востребованные финансовые услуги, в том числе, открытие банковского счета, вклада, выпуск платежной карточки и заключение иных сделок. В рамках данного механизма для прохождения удаленной идентификации клиенту достаточно ввести индивидуальный идентификационный номер (ИИН) и пройти сеанс видео-конференц-связи с банком. Идентификация клиента будет осуществляться на основании его биометрических показателей и сведений из государственной базы данных «Физические лица», полученных на основании согласия клиента.
В целях реализации проекта и проверки работоспособности функционала системы Национальным Банком разработана максимально приближенная к реальным условиям тестовая платформа для использования сервиса в рамках ограниченного числа клиентов банков. В настоящее время к платформе подключены и успешно тестируются 11 банков. На стадии подключения находится также ряд других банков.
Внедрение в Казахстане проекта удаленной идентификации личности повысит уровень, эффективность и доступность финансовых услуг для клиентов, исключит географические барьеры, в том числе для жителей отдаленных регионов и маломобильных граждан, что будет способствовать дальнейшему развитию дистанционных сервисов и переводу в будущем большинства финансовых услуг в онлайн-режим.
По информации Акмолинского филиала
РГУ «Национальный Банк РК».