Режиссер, сценарист, Народный артист Казахстана… Перечисление всех наград и званий Талгата Теменова может занять немалую часть газетной полосы. Думается, достаточно сказать, что Талгат Досымгалиевич — создатель фильмов «Волчонок среди людей», «Станция любви» и многих иных, любимых и признанных не только в Казахстане.
Студенты Кокшетауского колледжа им. Акана-серэ, педагогического колледжа им. Ж. Мусина, музыкального колледжа им. Биржана сал, старшеклассники городских школ в полной мере оценили возможность общения с мэтром кинематографии, театрального искусства. На встрече в областной филармонии, организованной областным управлением внутренней политики, их вопросам буквально не было конца. Каждый ответ — синтез жизненного опыта, художественного восприятия мира, нетривиального отношения ко всему происходящему.
О ТЕАТРЕ И КИНЕМАТОГРАФЕ
Замечательный писатель Шерхан Муртаза любил повторять, что чем больше театров, тем меньше тюрем. И действительно, театр прививает любовь к эстетике, к прекрасному — поэзии и искусству.
Возьмем, к примеру, айт. Готовясь к празднику, люди проходят процедуру очищения, омовения, надевают наряды. Так они проходят духовно-физиологическое очищение. А театр очищает душу человека, его сердце и мысли, поэтому играет очень важную роль в обществе. Если в мечетях только читают проповеди, то актеры театра показывают их.
Да, отвечая на ваши вопросы, могу сказать, что в России уровень театральных фестивалей выше. Не забывайте, что казахскому театральному искусству чуть больше 90 лет, российскому — более 300, английскому — больше 400. Все будет, мы растем, нам есть что показать на фестивалях. Участвовать в них нужно. Любой фестиваль — это стимул, поддержка, авансы, возможность учиться, делать выводы.
Спрашиваете, какая из моих ипостасей — сценарист, кинорежиссер, театральный режиссер-для меня органичнее? Могу ответить уверенно: прежде всего я режиссер кино, все остальное -органично вытекает из этого.
Выхожу на улицу и мысленно, прохожих одеваю иначе, мизансцены выстраиваю, думаю, где лучше свет поставить. Когда учишься у таких мастеров, как Ролан Быков, Сергей Соловьев, иначе, наверное, быть не может.
Есть ли у героев моих фильмов реальные прототипы? Скорее, нет. Образы обобщенные и художественные. Самое главное, чтобы они находили отклик в сознании людей, не окунали в состояние «безнадеги». Кино и сцена должны возвышать, давать надежду.
Так бывает не во всех фильмах, не у всех режиссеров. Это их право. Но почему сейчас так много фильмов о бизнесменах? Потому что они «платят и заказывают музыку». Наверное, очень легко деньги достались, если приходит к режиссеру и говорит: «Сними фильм обо мне».
О БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ И ВЕЧНЫХ ЦЕННОСТЯХ
Пригласили быть членом ГЭК в один алматинский университет. Захожу, в фойе — ящик: «Здесь вы можете анонимно назвать фамилии преподавателей, берущих взятки». В мое студенчество, да и когда я был ректором «Жургеневки», о таком помыслить было нельзя. Какие взятки? Конец 90-х, мы из дома мешки картошки несли, чтобы студентов из киргизской группы подкормить, им особенно трудно было. В любом случае, делать из ребят «Павликов Морозовых» не надо. Учитель всегда должен быть Учителем. Так коррупцию не победишь, а сознание искалечишь. «Единожды предав…».
Две недели тому назад в Бангладеш моя картина «Маленький принц нашего города» получила Гран-при на международном кинофестивале. Там — два главных героя, выброшенных на обочину жизни. Мальчик и старик, которого отправляют в дом престарелых. У казахов никогда не было Домов малютки и Домов престарелых. Современный мир, ІТ-тех-нологии, покорение космоса… все это ничего не стоит, если есть брошенные, ненужные дети и старики. Люди должны рождаться, жить, умирать в семье. Так было, так должно быть и так будет.
ЧТО ВЗЯТЬ С СОБОЙ В ДОРОГУ…
Что современный человек возьмет особой в дорогу? Ключи, телефон, зарядку, портмоне, девушки — косметичку. Но самое главное, выходя на долгую и непростую дорогу жизни, надо взять с собой чувство юмора. Это лучшее противоядие звездной болезни. Она — хуже, чем рак. Неизлечима. Причем, чаще заболевают ею люди «околокиношные», в искусстве несостоявшиеся.
Мы, прежде, чем стать режиссером, действительно проходили школу жизни, работали, как минимум учились пять лет… Сегодня мальчик или девочка снимают клип на деньги папы или дяди, выкладывает в Инстаграм и называют себя режиссерами. Певцы, у которых деньги появились, начинают фильмы снимать. Нельзя так.
Хорошую книгу надо взять с собой в дорогу, а смартфон, айфон использовать только как телефон, и чтобы прогноз погоды узнать. Из социальных сетей — выйти. Они затягивают не меньше, чем алкоголь и наркотики. Когда читаешь книгу, ты все представляешь сам, как художник, актер, режиссер. Это развивает фантазию, воображение. Без них творческому человеку не быть. Почему бабушки, дедушки детям на ночь книги читают, сказки рассказывают? Ребенок мечтает, засыпает — досматривает сказку во сне.
При СССР мы были самым читающим народом. С 90-х книжку в руках человека уже было не увидеть. Сейчас, бывая в Москве, все чаще в метро вижу людей не с айфоном, а с книгой в руках. В США, где бываю нередко, читающих газеты и книги в кафе, в парках тоже вижу немало. Там подарить книгу становится признаком хорошего тона.
Навыки борьбы надо взять с собой. Борьбы с самим собой. Человек — самый большой лентяй. Хочет есть, спать, развлекаться. Только сам себе может сказать — это делай, а это не делай.
«Самое трудное для человека — быть каждый день человеком», — говорил Чингиз Айтматов, с которым я имел счастье общаться. Следуя этому правилу, я старался и стараюсь в любой ситуации оставаться прежде всего человеком. Любой человек должен уметь творить добро, и для этого необязательно быть творческим человеком. Если ты таксист, учись дарить людям радость. Если ты повар, готовь каждое блюдо с любовью к людям.
Родители отговаривают от творческих профессий, потому что много не заработаешь? Дайте им мой телефон, поговорим. Не о деньгах, они придут потом или не придут… Главное заниматься любимым делом, с единомышленниками общаться. Это счастье.
Вообще, самая сложная наука — быть счастливым. Я — человек счастливый, потому что занимаюсь любимым делом, с людьми прекрасными встречался, полмира объездил со своими фильмами и спектаклями. Меня понимают, я понимаю других.
Вы, ребята, очень богатые люди. Потому что ваша молодость — это и богатство, и красота. Всему — свое время. Моя молодость прошла, появились опыт, практика и чутье. Есть казахское выражение: впереди идущему брату на полы шубы не наступай, догоняй его. У идущего позади младшего не отбивай охоту к благородным поступкам. Слава богу, что вы, молодые, у нас есть, иначе позади нас останется пустота.
Записала Нина МИТЧИНОВА.
Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.