Более четверти века она собирает исторические сведения, пополняя копилку культурного наследия страны. Те, кто знает эту неутомимую женщину, воспринимают не иначе как хранительницу наследия Иманжусупа — народного композитора, акына-импровизатора, человека свободомыслящего.
Другие спешат поделиться тем, что хранили в памяти о легендарном человеке, что не решались раньше никому передать. Внучка Иманжусупа Кутпанулы — доктор философских наук, общественный деятель, педагог высшей школы Раушан Иманжусуп стала гостьей редакции, чтобы поделиться с читателями своим отношением к созданию в нашей области грандиозного мегапроекта в рамках реализации программной статьи Президента РК «Семь граней Великой степи».
— Раушан Нурхановна, расскажите о новом, как Вы его называете, мегапроекте.
— Это, действительно, настоящий грандиозный мегапроект, идея которого принадлежит акиму области Малику Мурзалину. Подобной инициативы в Казахстане еще не было — монументальное искусство на дорогах Великой степи. Вдоль трасс Астана — Кошетау, Астана — Караганда будут установлены скульптуры нашим сал и серэ — выдающимся представителям культуры Казахстана. А что меня особенно радует и волнует: на въезде в аул Жибек жолы на высоком постаменте установят памятник Иманжусупу Кутпанулы. То есть мой дедушка — народный кумир, остающийся в памяти многих поколений заступником и защитником интересов простых людей, неповторимой личностью — будет «приветствовать» въезжающих в село людей, проезжающих мимо по автомагистрали. На мой взгляд, цель у этого проекта — не просто значительна, она великолепна и велика. Только представьте: сал и серэ «выходят в путь», чтобы напомнить, предостеречь, научить. Их творчество, любимое народом по сей день, благородные поступки каждого из них и есть одна из граней Великой степи. Их имена, оставленное наследие — это и национальное достояние, и символ нашего независимого государства, олицетворение гордого духа и благородства. Возвращение славных имен стало возможным с обретением Казахстаном независимости. Низкий поклон всем, кто участвует в воплощении этого грандиозного проекта. Особенную признательность мне лично хочется выразить акиму области Малику Кенесбаевичу Мурзалину — руководителю новой формации.
— Безусловно, создание проекта свидетельствует о том, что в духовной жизни страны творческое наследие сал и серэ, их жизнь занимают большое место. Своя ниша у незаурядной личности Вашего дедушки Иманжусупа Кутпанулы. Цели, которые он ставил перед собой, его трагическая судьба — духовный ориентир для пытливой молодежи, осознание таких понятий, как честь, долг, совесть, любовь к Отчизне, своему народу.
— Главе государства принадлежат такие слова: «…Хотелось бы, чтобы наша молодежь, живущая в новых демократических условиях, в полной мере осознавала, что пережили и испытали отцы и деды, и чувствовала свою ответственность за свободное будущее страны». Думаю, говоря так, Нурсултан Абишевич имел в виду и жизнь Иманжусупа, произведения которого знает и любит. В июле 1991 года покойный писатель Оралхан Бокеев в очерке «Неделя Президента», опубликованном в республиканской литературной газете писал, что, будучи в Ерейментау, Президент проникновенно читал стихи Иманжусупа. Автор же, по его словам, слушал и краснел: «Я — писатель и профессиональный журналист — не знал песен этого легендарного акына и композитора…». К слову, приехав в Ерейментау несколько месяцев спустя для сбора материалов об Иманжусупе, я услышала потрясающую историю, рассказанную мне известным поэтом и певцом Сайлау Байбосыновым. Как-то, слушая в исполнении Сайлау песню Иманжусупа «Ерейментау», Нурсултан Абишевич вдруг остановил певца и сам напел другой вариант песни. Так, Президент — большой знаток и ценитель народной музыки — оказался редактором песни Иманжусупа. С той поры «Ерейментау» Иманжусупа исполняется в новом варианте, оказавшемся ярче и выразительнее.
— Раушан Нурхановна, где Вы сейчас живете? О роде деятельности не спрашиваю, она по-прежнему в основном посвящена увековечиванию памяти деда.
— Живу я в родном селе Иманжусупа, которое сегодня называется аул Жибек жолы, более пяти лет. И нет для меня дороже этого уголка на земле, где родился и жил мой дедушка. На этом месте с 1865 года находилось родовое имение семьи Кутпановых. Здесь же расположено семейное кладбище, где похоронены несколько поколений семьи. И нет важнее для меня дела, чем возрождение памяти об Иманжусупе, единственно верной, настоящей. Более четверти века по крупицам собираю то, что хранит память народная, и без ложной скромности и с великой благодарностью скажу: люди воспринимают меня во всех регионах как хранительницу наследия Иманжусупа, спешат поделиться сведениями о нем. К примеру, как-то зазвонил телефон, и незнакомый мужской голос произнес: «Я из Мойынкума. Живу в ауле Кумозек. Иманжусуп жил у нас. Мой отец был его доверенным лицом и первым помощником. Исполняя его волю, хочу встретиться с вами и передать материалы о вашем деде». Аманбай Мукатаев приехал в село Жибек жолы, участвовал в акции «Мәңгілік Ел», передал записи и воспоминания своего отца, а также уздечку и попону коня Иманжусупа. Летом я побывала в Мойынкуме. Там Иманжусуп жил, когда началось повсеместное раскулачивание. Он видел, что жертвами этих реформ стали не только баи, но и простые люди, начал поднимать народ против несправедливых реформ. В забастовке в Мойынкуме участвовало около 2000 человек. Но восстание было подавлено, и Иманжусуп снова стал гоним. Оказалось, что аул Кумозек выжил благодаря тому, что Иманжусуп собрал обессиленных, умирающих от голода аулчан и отвел их на станцию. Там зарегистрировал их как возчиков саксаула, раздал всем своих верблюдов, и люди в конце каждого дня имели порцию супа и кусок хлеба, который им выдавали по талонам. Когда же его арестовали, и четверо детей батыра, старшему из которых было всего 10 лет, остались в песках одни, то жители помогли им выжить. Мой отец, тот самый десятилетний мальчик, вместе со взрослыми собирал саксаул и добывал себе и трем сестренкам еду. Об этом я часто слышала от своего отца. Когда я приехала в аул Кумозек, собрались люди, и говорили о славных подвигах Иманжусупа, о его скакунах, которых он тоже раздал всем. Старики говорили о мужестве Иманжусупа, его несгибаемой воле.
— А ведь имя и наследие Иманжусупа дорого и жителям Ерейментауского района?
— В Ерейментау мой дед вырос, здесь начал слагать свои первые песни, получил признание как охотник-беркутчи, поймав однажды на охоте лису с необыкновенным золотым окрасом. Такая красивая песня как «Ерейментау» могла родиться только у по-настоящему влюбленного в эти края человека, которого безжалостно оторвали от родных мест. Мухтар Ауэзов в 1936 году в своей работе «Эпос и фольклор казахского народа» подробно проанализировал песню Иманжусупа «Ерейментау». Работа была опубликована в те годы, когда Иманжусупа объявили врагом народа и имя его было под запретом. М. Ауэзов отмечает, что автор прощается с родными местами, и сама песня представляет собой вид «жоктау» — плача по родным местам. Тоскующий голос Иманжусупа, преодолев тысячи километров, достиг родных мест, в пламенных строках его песни, в которой он создал высокий поэтический образ Ерейментау, люди узнавали своего кумира. Вот почему при имени Иманжусупа вспоминается образ Ерейментау. И точно также, как Михайловское неразделимо с именем Пушкина, Жидели — с именем Абая, Ерейментау представляет духовную святыню, связанную с именем Иманжусупа-поэта, композитора, батыра, отдавшего свою жизнь за независимость родной земли и этим снискавшим любовь и признание своих соотечественников.
— Как продвигается работа над созданием музея Иманжусупа в средней школе его имени аула Жибек жолы?
— И это еще одна моя мечта с целью увековечивания памяти легендарного человека. Уже накопилось порядка тысячи экспонатов, многие из которых были привезены людьми, узнавшими о создании музея. Среди самых ценных есть такие: в песках Мойынкума, на месте кочевки моего деда Иманжусупа и его семьи, жители нашли часть ветряной мельницы, которую, по утверждению знающих людей, когда-то поставил Иманжусуп. Бесценный экспонат доставлен в музей. Из села Шилик привезена хранившаяся долгие годы в тайне от всех винтовка Иманжусупа, бухарская шаль и серебряный браслет его жены Асемгуль. Внук, сын Нурхана, Сеитбек Иманжусуп, проживающий в Алматы, передал в дар музею седло, которое изготовил сам Иманжусуп для своего младшего сына, и устроил той по случаю первого выезда. Словом, работа не так быстро, как хотелось бы, но продолжается.
Вопросы задавала Раушан УТЕУЛИНА.