



Историко-культурный феномен
Статья Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева «Семь граней Великой степи» не оставила равнодушным ни одного человека, чье сердце трепетно бьется любовью к родной земле, и при этом она — логическое продолжение той многогранной работы, которая проводится по духовному обновлению нации. Речь пойдет о Ботайской культуре, имеющей колоссальное значение в истории человечества. При этом словосочетание «колоссальное значение в истории человечества» абсолютно не является гиперболой.
С древнейших времен территория Казахстана являлась пространством, где происходили глобальные процессы в масштабах мировой истории человечества. Истоки цивилизации Ботай отражают самые ранние процессы доместикации лошади, переход к конно-транспортной коммуникации, становление экономики и начало культурогенеза казахского этноса, что способствовало динамичному развитию Степной цивилизации в Евразии.
В историографии Казахстана Ботайская культура названа по наиболее характерному для нее поселению Ботай. Культура характеризует степной энеолит Северного Казахстана — Урало-Иртышское междуречье и датируется ІІІ-ІІ тысячелетиями до нашей эры.
Интеллектуальное содержание Ботайской культуры — сенсационного археологического открытия XX века — отражено в трудах известного казахстанского ученого Виктора Зайберта — автора открытия, получившего признание международного научного сообщества.
Уникальность и значение Ботайской культуры заключается в том, что именно здесь, впервые в мире, была одомашнена лошадь, созданы первые жилища кочевников и начались великие новации конно-степных цивилизаций. Реконструкция ботайских жилищ — это первый научный опыт в Казахстане, отражающий не только исторический опыт далеких предков, но и особый архитектурный стиль, трансформировавшийся со временем в казахскую юрту.
Ботайская культура, сформированная пять тысячелетий назад, впервые открыта на территории Кокшетауского историко-географического региона, расположенного в центре Казахского мелкосопочника — Сарыарки.
Уникальный комплекс всемирно известной Ботайской культуры в рамках проекта «Сакральный Казахстан» открылся в Акмолинской области. Идея создания бренда Ботая — матрицы Степной цивилизации — принадлежит акиму области Малику Мурзалину. Целью проекта является воссоздание и реконструкция архитектурно-культурного комплекса, воспроизводящего древнее жилище Ботайской культуры.
Символично, что археолого — этнографический музей под открытым небом «Ботай-Бурабай» расположен у живописных Кокшетауских гор. Музей занимает пространство площадью 600 кв.м, общая же площадь всего этно-археологического комплекса составляет 25000 кв.м. Это туристический архитектурно-культурный ансамбль, состоящий из семи жилищ. В мировоззрении казахов семь является священным, магическим числом. Основой для ботайских домов послужили жилища с возведенными сверху куполами, внешне напоминающие юрту. Все жилища соединены между собой подземными переходами и каждое из них по-своему уникально: в одном из них будут проводиться обряды, в другом желающие смогут заняться промыслами, приготовить кумыс по древнему рецепту, в третьем представлено оружие и т.д. Посетителям музея «Ботай-Бурабай» представится возможность прикоснуться к истории посредством созданной среды, воспроизводящей историческую эпоху позднего неолита — Ботай.
Комплекс представляет собой модель археологических жилищ как объекта сакральной географии Казахстана, место проведения этнокультурных мероприятий и презентаций, объект научно-патриотического воспитания. Структура археолого-этнографического комплекса в стиле Ботайской культуры состоит из административного здания, центрального жилища, социально-культурного, духовно-сакрального, коневодческо-кумысного, хозяйственного и жилища домашних промыслов.
Ботайцы за две тысячи лет до эпохи бронзы пользовались медными инструментами и предметами. Они были искусными мастерами, ювелирами, художниками и медиками. Трепанация черепа в условиях того времени граничит с фантастикой. Ряд изделий выполнен таким образом, что невозможно поверить в уникальные технологии каменного века. Представители Ботайской культуры впервые выработали календарные циклы скотоводов в степях Северного и Центрального Казахстана. Зимой они жили в больших поселениях и стационарных домах по типу казахских қыстау, весной же часть жителей вместе со скотом отправлялась на кочевья в степные районы Торгая и Улытау. Свидетельством тому является рисунок на керамическом сосуде с изображением двух колес и стилизованной лошади между ними. Научные изыскания Ботайской культуры получили широкий резонанс в мире, потому как результаты археологов позволяют в перспективе ответить на многие вопросы загадочной истории человечества.
С развитием туристического кластера Казахстана создаются новые историко-культурные комплексы. За счет республиканского бюджета планируется создание музея под открытым небом на территории средневекового города Бозок, музея-заповедника «Ботай» в Северо-Казахстанской области, «Сарайшык» в Западном Казахстане и др. Центр истории кочевых цивилизаций «Восточный город», вошедший в топ-10 карты туристификации, о котором в ближайшее время узнают во всем мире, появится в столице Казахстана — Астане.
Акмолинская область сегодня — лидер в развитии туризма. Знаменитая жемчужина Бурабай является туристическим центром международного значения. Уникальный природный край ежегодно посещает свыше миллиона туристов. Дальнейшему развитию туристического кластера в регионе будут способствовать проекты, связанные с исторической местностью у горы Кокшетау «Абылай хан алаңы», курортной зоной «Акбура» на берегу озера Айнаколь и другие объекты, в том числе и проект «Ботай-Бурабай». Комплекс под открытым небом у Кокшетауских гор знакомит посетителей музея с древнейшей эпохой Ботая, создавшей своеобразный историко-культурный феномен Степной цивилизации, известный в историографии как культура номадов.
Куаныш ШАКШАКОВ,
директор областного историко-краеведческого музея.
Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.
Сага о Казахском ханстве в Москве
В Москве с успехом прошел показ фильма «Казахское ханство. Алмазный меч».
Картина рассказывает о возникновении Казахского ханства в XV веке и об исторической роли султанов Жанибека и Керея. Автором идеи создания «Казахского ханства» выступил Глава государства Нурсултан Назарбаев. Фильм снят АО «Казахфильм» им. Ш. Айманова по заказу Министерства культуры и спорта РК. Презентация киноленты в Третьяковской галерее организована Посольством Республики Казахстан в Российской Федерации.
— Это первый показ фильма «Казахское ханство. Алмазный меч» в Москве. Мы выложили русскоязычную версию фильма на YouTube, и за месяц она набрала более миллиона просмотров, — говорил режиссер картины Рустем Абдрашов. — Думаю, это большой показатель. Фильм комментировали зрители из Турции, России, Афганистана, Ирана, стран Латинской Америки. Радостно видеть, что люди из разных государств проявляют живой интерес к картине, к казахской и тюркской истории и кочевой цивилизации в целом.
— Многие страны изъявили желание приобрести фильм, — добавил продюсер и исполнитель одной из главных ролей в фильме Арман Асенов. — Это по 10 серий первого и второго сезонов и две киноверсии.
Зал был полон. Фильм вызвал большой интерес у москвичей, представителей казахской диаспоры, по окончании раздались аплодисменты. Зрители обсуждали картину, делились впечатлениями. Не осталась она без внимания и у российского творческого бомонда: показ посетили известные актеры Мария Голубкина, Александр Рапопорт, журналист и шоумен Дмитрий Дибров.
— Фильм, как былина, как сага, взгляд на историю с высоты орлиного полета, — сказал Дмитрий Дибров. — Как точно подобрана антропология героев, их принадлежность к этнической группе. Потрясающая работа художников. Тонко переданы атмосфера и быт кочевого народа, удивительные костюмы, цвет и фактура. Гениальная музыка (композитор Абулхаир Жараксан. — Прим. ред.) органично вошла в ткань картины и ритм повествования. Свой ритм у монтажа, не устаешь и насыщаешься каждым кадром.
Киностудия «Казахфильм» сообщает, что второй сезон сериала «Казахское ханство» завершен. Релиз киноверсии под названием «Казахское ханство. Золотой трон» запланирован на первую половину 2019 года.
Аида АХМЕТОВА.
Kazpravda.kz.
Археология нуждается в «иммунитете»
Вопросы законодательного обеспечения защиты и популяризации историко — культурного наследия народа стали темой выездного заседания Комитета по социально — культурному развитию Мажилиса Парламента, состоявшегося в Туркестане.
В обсуждении важной темы приняли участие не только законотворцы, но и известные археологи, эксперты, ученые, представители государственных органов, руководство и сотрудники акимата Туркестанской области.
В древнем городе начинается беспрецедентное по масштабам строительство, и очень важно, чтобы застройщики не уничтожили бесценные свидетельства прошлого, которыми буквально напичкана туркестанская земля. Собственно, то, что многие объекты археологии в нашей стране беспощадно разрушаются, ни для кого не новость. Вот и накануне проведения выездного заседания на тему «Законодательное обеспечение охраны и популяризации историко-культурного наследия» стало известно, что в Шымкенте полностью разрушено городище Каратобе — древнее поселение, основанное в пределах II в. до н. э. Огромный по площади курган высотой в 15 м сровняли с землей, подготовив земельный участок под застройку.
Стереть курган с лица земли не помешало даже то, что объект находился под государственной охраной. Еще 9 июня 2010 года подписано постановление Южно-Казахстанского областного акимата, которым утвержден государственный список памятников истории и культуры местного значения ЮКО.
Печальная судьба городища во многом показательна и объясняет то, почему сотрудники Института археологии им. А. Маргулана на протяжении многих лет так настойчиво добивались разработки и принятия закона об археологическом наследии в дополнение к существующему Закону РК «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия».

Участники заседания в этом ключе особое внимание уделили выявлению объектов историко-культурного наследия, их учету, вопросам проведения историко-культурной экспертизы, паспортизации объектов.
В своих выступлениях депутаты и участники заседания отметили, что сегодня не на должном уровне обеспечивается сохранность многих выявленных объектов, которым придан статус памятника истории и культуры.
В Казахстане насчитывается свыше 25 тыс. объектов историко-культурного наследия, из которых около 11 тыс. имеют статус памятников истории и культуры, являющихся общенациональным культурным достоянием, которые требуют эффективного использования, рационального управления и обеспечения юридических, административных мер по их защите и охране.
Профессор археологии Виктор Зайберт полагает, что сегодня необходима государственная стратегия развития исторической науки и решения проблемы сохранения объектов историко-культурного наследия.
— Очень много «погибших» объектов, очень многие объекты затрагиваются дикими археологами, которые появляются как грибы после дождя, — считает профессор. — С этими проблемами должны бороться не только правовые организации, но и население. Каждый депутат и все мы взяли на заметку и записали те вопросы, которые нужно решить в перспективе.
Директор Института археологии им. А. Маргулана академик Бауржан Байтанаев обратил внимание аудитории, что археологическое сообщество многократно обращалось в центральные государственные органы, к депутатам Мажилиса Парламента, внося предложения по совершенствованию рассматриваемых законопроектов, которые содержат как прогрессивные нормы, так и такие, которые требуют доработки и даже пересмотра.
Археологи надеются, что разрабатываемый проект Закона «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия» сможет решить несколько основных задач. Они включают формирование принципиально новой правовой основы для комплексного регулирования отношений в сфере охраны и использования объектов историко-культурного наследия, позволит ликвидировать противоречия и пробелы в действующем законодательстве страны, а также обеспечит соблюдение положений международных документов по охране и использованию историко-культурного наследия республики.
Все предложения и дополнения в законопроекты, прозвучавшие в ходе выездного заседания Комитета по социально-культурному развитию Мажилиса Парламента, будут в рабочем порядке представлены для коллегиального обсуждения.
Любовь ДОБРОТА.
Kazpravda.kz.