Как повысить статус педагога

Обсуждаем законопроект
Выход на пенсию при наличии 25-летнего непрерывного стажа вместо обозначенного в законопроекте 35-летнего, предоставление ведомственного жилья молодым педагогам, педагогам, не имеющим собственного жилья, предоставление льгот в оплате коммунальных услуг, льготных кредитов на приобретение жилья, снижение учебной нагрузки до 14-16 часов, приобретение учебно-методической литературы за счет средств местных исполнительных органов, уравнять нагрузку учителей, работающих в начальных классах с нагрузкой учителей среднего и старшего звена…

Это только малая часть предложений, вносимых в разных регионах Казахстана в ходе обсуждения законопроекта «О статусе педагога». Началось оно в ноябре, не менее активно проходит сейчас. Интерес к законопроекту и ожидания, связанные с ним, очень высоки. Это вполне объяснимо, ведь речь идет о профессии поистине стратегической.

Немало предложений поступает и от акмолинских педагогов. Интересное и конструктивное их обсуждение состоялось на встрече руководителей областного управления образования, директоров школ, активных педагогов, представителей родительских комитетов и попечительских советов, прошедшей в формате круглого стола в областной универсально-научной библиотеке им. Магжана Жумабаева. Организована она областным филиалом партии «Нұр Отан».

— Все предложения будут запротоколированы, направлены в Центральный аппарат партии для того, чтобы были перенаправлены в рабочую группу, работающую над законопроектом, — подчеркивал модератор встречи, первый заместитель председателя областного филиала партии «Нұр Отан» Галым Бекмагамбетов.

— В новом учебном году мы будем работать уже по этому закону. После его принятия потребуется внесение изменений в целый ряд законодательных актов, регулирующих деятельность в сфере образования, — отмечал заместитель областного управления образования Валерий Гамазов. — Закон неизбежно влечет дополнительные нагрузки на госбюджет. Его нормы должны обеспечить паритет возможностей государства и ожиданий педагогов.

Руководитель отдела организационно-контрольной и кадровой работы областного управления образования Гульмира Алиева акцентировала внимание на новациях законопроекта. Участники встречи обсуждали их не просто активно, горячо. Предусмотренная административная ответственность за необоснованные проверки и привлечение учителей к выполнению несвойственных функций естественно вызвала вопрос о том, какие именно функции к работе педагога отношения не имеют.

— Чтобы ожидаемый закон имел прямое действие, желательно прописать это в разделе «Права и обязанности педагогов», говорил Валерий Гамазов. — Все, что выходит за рамки обязанностей, можно квалифицировать как несвойственные функции.

— К чему вас принуждают?-задавал вопросы Галым Мадешович. — Какая работа мешает вашей профессиональной деятельности?

Несмотря на абсолютно свободную доверительную атмосферу встречи, оказалось, что уже сейчас к работе, отношения к педагогический деятельности, не имеющей, учителей привлекают все реже. Занимающие массу сил и времени подворовые обходы в преддверии выборов уходят в прошлое благодаря развитию цифровых технологий. Сведение в единую базу списков жителей, ранжирование по месту проживания, возрасту делает их просто ненужными.

В субботниках принимают участие все жители области, понимают их необходимость. Привлекать учителей и учеников к очистке территорий, находящихся далеко от школы, да еще в учебное время, уже остерегаются. А уж когда войдет в силу положение об административной ответственности, то тем более…

Что касается принудительной подписки на печатные издания, то в большинстве своем участники встречи едины в том, что читать газеты, конечно, необходимо, они — источник самых достоверных новостей страны и региона. Здесь, в отличие от интернета, принцип «Что написано пером» действует неукоснительно. Другое дело, что сейчас можно, не оформляя подписку, прочесть все материалы в электронной версии газеты. Но как тогда надежным, проверенным печатным СМИ выживать?

— Учителя должны уходить на каникулы вместе с детьми, пятидневка должна быть не только для учеников, но и для педагогов, — прописать в законе такую норму предлагали участники встречи. Обсуждалось и предложение предусмотреть для учителя возможность получить оплачиваемый творческий отпуск сроком до полугода один раз в пять лет. С тем, чтобы учитель смог поработать в научных центрах, набраться впечатлений, посещая исторические, сакральные места. Обязательным условием должно быть прописанная обязанность вернуться в школу и работать там дальше.

Обозначенная в законопроекте норма об обязательном получении сертификата, свидетельствующего об успешном прохождении Национального квалификационного теста (НКТ) вызвала споры немалые. Видимо потому, что не все педагоги поняли, что по замыслу разработчиков такой допуск к профессии будет необходим для выпускников «организаций образования ТиПО, послесреднего, высшего и послевузовского образования и лиц, не имеющих педагогического и профильного образования». Ассоциировали его с Национальным тестированием, сдаваемым при получении квалификационной категории.

— Сможет ли выпускник учебного заведения пройти тестирование? Не усугубит ли это имеющийся кадровый дефицит? — участники встречи задавались такими вопросами. Сошлись во мнении, что надо предусмотреть возможность повторной сдачи и проводить тестирование не сразу после окончания учебного заведения, но хотя бы после года работы. Когда наставник (оплачиваемое наставничество молодых специалистов станет обязательным) поможет молодому специалисту восполнить недостаток знаний.

Хотя, очевидно, что обозначенная в законопроекте норма нацелена на то, чтобы будущие педагоги более ответственно подходили и к выбору вуза, наделяемого сейчас академической свободой, и к своей учебе.

Что касается тестирования, обязательного для получения квалификационной категории, то, выходя за рамки обсуждения законопроекта, учителя сетовали на его излишнюю теоретизированность. Прозвучал и такой аргумент, весьма спорный: «Учитель работает в среднем звене. Во время тестирования ему придется отвечать на вопросы по программе старших классов».

—  Обеспечить психологическое сопровождения учителя, уберечь его от эмоционального и профессионального выгорания, — свою обеспокоенность за состояние учителей руководитель ОФ «Развитие и поддержка психологической культуры» Ирина Терентьева оформила в такое предложение: «Предусмотреть ставку психолога, который работал бы только с учителями. Возможно, организовать центр психологистической помощи при управлении образования».

— Закон о статусе педагога — это защита учителя, — говорил активный председатель родительского комитета одной из городских школ. Во многом он, конечно, прав, но все-таки в общепринятом значении социальный статус — это «социальное положение, занимаемое социальным индивидом или социальной группой в обществе. Он характеризуется специфическими умениями или навыками, харизмой, образованием».

Нина МИТЧИНОВА.

Читайте также