От «одного окна» к «одному заявлению»

Как сегодня совершенствуется процесс предоставления государственных услуг? В этом ключе речь, прежде всего, идет о развитии и координации деятельности электронного правительства и НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан». Подробнее о том, как воплощается в жизнь сотый шаг Плана нации, ведется работа по дальнейшей автоматизации, улучшению качества их оказания «АП» рассказывает директор филиала НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» по Акмолинской области Бакытжан Акан.

— Как вы знаете, наша структура создана в рамках инициативы Главы государства «План нации: 100 конкретных шагов» по реализации пяти институциональных реформ в апреле 2016 года путем слияния центров обслуживания населения, госцентров по выплате пенсий, центров по недвижимости и научно-производственных структур земельного кадастра. Это позволило увеличить количество видов оказываемых госуслуг, в том числе предоставляемых полным циклом. На сегодня из 741 услуги, существующей в реестре государственных услуг, 604 можно получить именно через госкорпорацию и через портал egov.kz — 455. Конечно, для населения «Правительство для граждан» — это в первую очередь ЦОНы. Так, структура «Правительства для граждан» по Акмолинской области объединяет 25 фронт-офисов, в которых работают более 470 сотрудников и оказывают услуги шесть дней в неделю с 9 до 20 часов.

Расскажите о новшествах в работе Правительства для граждан?

— Отмечу, что несмотря на высокие показатели эффективности госкорпорация регулярно внедряет и новые подходы, и современные инструменты, нацеленные на повышение клиентоориентированности. К примеру, в целях реализации государственной программы «Цифровой Казахстан» были запущены такие сервисы, как замена водительского удостоверения онлайн на портале электронного правительства, а также регистрация авто онлайн. Теперь при наличии ЭЦП на портале egov.kz граждане могут переоформить автомобиль без посещения спецЦОНа или регистрационно-экзаменационного подразделения департамента полиции и заменить водительское удостоверение. Действует Telegram-бот портала электронного правительства, с помощью этого популярного мессенджера упрощена процедура получения наиболее востребованных у населения услуг. Для этого вам необходимо всего лишь быть зарегистрированными в базе мобильных граждан. Отдельный проект — «Услуга без справок» («Paper free») в рамках программы «Цифровой Казахстан». Он направлен на исключение истребования некоторых электронных справок у граждан. В связи с этим на портале электронного правительства реализован специальный механизм получения персональных данных третьими лицами (банки, организации и т.д.), но обязательным условием является получение разрешения услугополучателя через SMS.

К слову, ЦОНы давно внедрили принцип равных возможностей для людей с особыми потребностями…

— Да, по прямому поручению Главы государства особое внимание уделяется созданию безбарьерной среды и обеспечению комфорта для такой категории граждан. У нас работает сервис «онлайн-сурдоперевод» для лиц с нарушениями слуха и речи, во фронт-офисах корпорации установлены пандусы и кнопки вызова для колясочников, информационные таблички с текстом Брайля, тактильные дорожки для слабовидящих. Инвалиды I и II групп могут получить услуги, не выходя из дома. Для вызова мобильной группы на дом гражданину необходимо позвонить в единый контакт-центр по номеру 1414.

—  С прошлого года регистрация прав на недвижимое имущество была передана Госкорпорации «Правительство для граждан». Какие возможности появились у граждан благодаря этому?

— С созданием Единого кадастра появилась возможность одновременного получения полного пакета услуг по оформлению недвижимости, касающегося как земельно-имущественного комплекса по единой оценке земли и расположенных на ней зданий, строений, так и перехода в будущем к комплексному налогообложению объекта недвижимости — в одном месте. Упростились процедуры и сократились сроки оформления земельных участков и объектов недвижимости, расположенных на них.

Все это, конечно, исключило административные барьеры и снизило коррупционные риски. С момента передачи функции, в нашем филиале зафиксировано более 15 тысяч оказанных услуг по регистрации прав на недвижимое имущество.

Большой интерес вызывают нововведения в рамках проективного принципа оказания госуслуг. Расскажите о них подробнее.

— Такой принцип оказания государственных услуг абсолютно жизнеспособен, полностью реализован в электронном формате, без обязательного физического присутствия. Например, после рождения ребенка его родителям автоматически поступает SMS-уведомление с предложениями указать ФИО ребенка для получения свидетельства о рождении, номер счета для оформления пособий и адресных данных для постановки в очередь в детский сад. Заявителю будет необходимо только забрать документ с результатом в Госкорпорации или заказать его доставку на дом. Если говорить в целом, то все новшества призваны вывести сферу оказания государственных услуг на новый уровень эффективности, модернизировать ее. В первую очередь, это поэтапный переход от принципа «одного окна» к принципу «одного заявления», когда по одному и тому же обращению гражданина будут оказаны сразу несколько госуслуг.

Подготовила Аэлита ТАЕВА.

Фото Юрия БРАГИНА.

Читайте также