ОБЩЕСТВО И ПРАВО: Дела алиментные. Без срока давности, Чем удобен суд ночной

По обращению в редакцию
Дела алиментные. Без срока давности

Фамилий обратившейся к нам женщины и ее бывшего мужа, задолжавшего по алиментам на содержание общего ребенка уже более полумиллиона тенге, мы называть не будем.

Жизнь — она, как известно, большая. Мало ли, вдруг еще, как нередко бывает, помирятся. Ребенок может прочесть, а для него папа всегда папой останется, родителям неплательщика, которые пытаются, но не могут на него воздействовать, неловко будет перед соседями…

К сожалению, еще и потому, что ситуация, за помощью в разрешении которой к нам обратилась Ж., к большому сожалению, далеко нередкая. Судите сами. Только у частного судебного исполнителя Ш., работу которого по этому исполнительному производству в своем письме она расценивает как неудовлетворительную и недобросовестную сегодня на исполнении находится более 60 дел по взысканию алиментов. А частных судебных исполнителей (ЧСИ) в нашей области — 87, исполнительных производств — 6557.

Ни один из ЧСИ не вправе отказать заявителю, к нему обратившемуся, хотя, по общему мнению профессионалов, алиментные дела — самая сложная категория исполнительного производства, требует времени, терпения. «В этих делах нужно быть больше психологом, чем юристом, — говорит в нашей беседе Ш. — В основе каждого — конфликт сторон».

Действительно, подчас понять почему так происходит — люди влюбились, поженились, вместе жили, радовались рождению детей, а теперь — враги, общего языка найти не могут. «Ей — ни тиынки, на себя истратит, пусть откроет депозит до совершеннолетия ребенка, буду перечислять». К такому своеобразному и весьма сомнительному аргументу нередко прибегают неплательщики (за небольшим исключением все они — мужчины). Но это, скорее, самооправдание для своего душевного спокойствия и, чтобы хоть как-то перед родственниками и родным ребенком «лицо сохранить».

Большая часть должников не имеет официальных доходов. Где-то, как-то подрабатывают, не оформляя трудовых отношений. — Работу ищу, вот-вот устроюсь, буду платить, — такие обещания слышат судебные исполнители.

В том числе и бывший муж Ж., алиментов от которого на общего ребенка она не может добиться уже больше года. «Он постоянно оказывается «не в том месте и не в то время», — говорит судебный исполнитель Ш. — То свидетелем по делу о краже проходит, то в драке пострадал, сейчас ногу сломал». Эти разъяснения ЧСИ выглядят малоубедительными не только для бывшей супруги.

Дальнейшие его перспективы, как и других «злостных уклонистов» таковы. Реализация зарегистрированного на него движимого имущества и перечисление вырученной суммы в счет уплаты долга. Что весьма проблематично: старенькая «Мазда», которую он сам лет пять назад оставил во дворе родителей жены, уже тогда была в нерабочем состоянии, а теперь — тем более. На первых торгах осталась невостребованной, сейчас готовятся к повторным. Но желающие ее купить, вряд ли найдутся. Вероятно поэтому он ее сам и не продает. Хотя, мужское это дело — машину в порядок привести, распорядиться ею разумно. Не хочет. И это еще один штрих к его «портрету».

Причем, если торги состоятся, то вырученные деньги не покроют и половины долга. А его размер возрастает постоянно. Причем, для алиментщиков, не имеющих официального дохода, он растет в зависимости от размера среднемесячного республиканского показателя — в августе этого года он составил — 161783 тенге. Да и работу ЧСИ (в установленном для всех размере) придется оплачивать должнику. Арест зарегистрированного имущества, запрет на выезд за пределы РК, лишение водительских прав… Злостные  неплательщики  (не уплачивают свыше трех месяцев) решением суда могут быть привлечены к административной ответственности: штраф или арест до пяти суток. А уж для тех, кто и в этом случае выводов не сделал, — ответственность уголовная — ограничение или лишение свободы сроком до двух лет.

Но, как правило, до этого дело не доходит, при реальной угрозе попасть в «места не столь отдаленные» на работу устраиваются, выплачивать алименты начинают. Но зачем доводить до этого? Что же это за люди такие, не желающие помогать детям своим, выплачивать то, что положено по закону?

Условный «портрет алиментщика» нам помог составить ЧСИ Айдар Саутбеков, в его учреждении «Контора по взысканию штрафов и алиментов Акмолинской области» таких дел более 1200.

Признаюсь, было достаточно неожиданным услышать, что это вовсе не «мужчина 30-40 лет, который ведет асоциальный образ жизни». Профессионал с этим, сделанным пару лет назад, выводом социологов не согласен. Средний возраст акмолинского неплательщика 25-30 лет. Есть и 20-летние. Молодеют браки, растет число разводов… Образование, как правило, у молодых отцов, с детьми не живущими, среднее, среднее специальное. Алкоголем (опять же вопреки стереотипным ожиданиям) злоупотребляют немногие.

Есть среди неплательщиков и откровенные тунеядцы, работать не желающие, алкоголики деградировавшие. В этих случаях усилий только ЧСИ, конечно, недостаточно. Должны подключаться и участковые инспекторы, органы социальной защиты.

По словам Айдара Сайлаубаевича, процентов 30% из должников   «платить могут, но не хотят, остальные — не могут, нет работы».

Хотя, в данном случае думается, что не очень стремятся молодые горе-папаши ее найти, запросы в отношении заработной платы велики: «За такие деньги работать не буду». Так что приходится добросовестным судебным исполнителям еще и трудоустройством заниматься, «алиментщиков», действительно, иногда на работу принимают неохотно, не хотят бухгалтеры перечислениями заниматься.

У Айдара Саутбекова есть договоренности с несколькими организациями, куда его «подопечных» принимают с испытательным сроком, он обязывает их пойти в Центр занятости, ознакомиться с вакансиями. И тем не менее… Не работают или работают эпизодически и нелегально.

— Женщинам рекомендую потерпеть, не идти на конфронтацию с бывшим мужем, помочь судебному исполнителю в его розыске, контактами родственников, которые могли бы на него воздействовать, — так он отвечает на просьбу дать совет взыскателям алиментов. — Неплательщикам — твердо усвоить: заплатить все равно придется. Срока давности для непогашенного долга нет.

Что делать, если взыскатель не доволен работой судебного исполнителя? Отвечая на этот вопрос наших читателей, председатель Региональной палаты частных судебных исполнителей Акмолинской области Жанар Абулкасымова советует. Для начала попытаться поговорить, чтобы он рассказал о предпринятых действиях, разъяснил порядок, план дальнейшей работы. Подвижек в деле не последовало, можно обратиться к другому исполнителю. Полный их список размещен на сайте республиканской палаты ЧСИ.

Если имеются обоснованные жалобы на волокиту, бездействие, тем более, если возникли подозрения (обоснованные, доказуемые) на то, что ЧСИ потворствует должнику намеренно, то можно обратиться с жалобой в региональную палату. Офис расположен по адресу: Кокшетау, ул. Габдуллина, 36. Можно и электронной почтой воспользоваться. Возможное наказание: от предупреждения до приостановления лицензии.

P. S. К этой, увы, не теряющей актуальности теме, мы еще вернемся. Будем писать о том, когда и как обратившейся к нам Ж., удастся взыскать положенные ребенку деньги. Надеемся, что это произойдет в ближайшее время, а ее опыт поможет другим родителям, переживающим те же проблемы.

А может быть, кто-то хочет поделиться с нами своей историей? Было бы интересно и полезно узнать и позицию другой стороны-человека, алименты не выплачивающего.

Нина МИТЧИНОВА.

***

Чем удобен суд ночной

Именно такое название «Ночной суд» получил пилотный проект, реализуемый в РКс 27 июля прошлого года. Оно, конечно, как и любое другое, условно.

Вовсе необязательно, чтобы ДТП (в рамках проекта рассматриваются дела по ст. 610 часть первая КОАП) было совершено именно ночью, да и суд часто рассматривает днем. Но по заявлению участников ДТП, занятых в рабочее время, судебное заседание может быть проведено в удобном для них интервале с 18.20 до 22 часов.

За прошлый год по данным, предоставленным по нашей просьбе председателем специализированного административного суда г. Кокшетау Бауыржаном Альжановым, в областном центре по по ст. 610 часть первая КОАП было рассмотрено 298 дел. 106 из них (35,7%) — по условиям проекта «Ночной суд». Апелляций не было.

Главное условие для рассмотрения дела в рамках проекта — признание вины и согласие потерпевшего, взаимный отказ от оспаривания указанных в протоколе обстоятельств произошедшего. Как только получено согласие на рассмотрение дела в «Ночном суде», протокол составляется немедленно, в нем указаны все механические повреждения, оценки экспертов ждать нет необходимости. Суд постановление выдает в срок до двух суток. С ним уже можно обращаться в страховые компании.

Гражданин Б. Калиев в преимуществах такого порядка рассмотрения дела убедился на собственном примере. В страховую компанию он обратился 21.09.2018 года, буквально через несколько дней после ДТП, страховую выплату получил 6 октября 2018 года, т.е. спустя 15 дней с момента обращения.

ДТП, конечно, лучше избегать, но, уж если оно произошло, то имейте ввиду — пилотный проект «Ночной суд» продолжает действовать.

Ирина БАУДИНОВА.

Читайте также