Многочисленные победы на престижных международных конкурсах юных талантов — это первый результат школьного проекта «Мәңгілік ел — идеясы мектепте», который с 2017 учебного года воплощают в жизнь в школе-гимназии №9 г.Щучинска.
Идейные основы проекта
Инициатива разработать этот проект принадлежала директору школы Бибигуль Кушековой. Он объединил и включил в себя фундаментальные основы программных документов развития страны: «Мәңгілік ел», План нации «100 конкретных шагов», «Рухани жаңғыру», «Семь граней Великой степи». Общенациональные ценности, согласие, высокая духовность, повышение конкурентоспособности казахстанцев, сохранение и приумножение культурных ценностей стали идейными основами школьного проекта.
Ответственность за разработку «Мәңгілік ел — идеясы мектепте» взяла на себя Баян Бекетай, заместитель директора по профильному обучению.
В проект было включено 14 направлений, которые стали моделью работы здешнего учебно-методического процесса. К слову, разработка Баян Ахатаевны вошла в тройку лучших в первом областном конкурсе «Таным мәдениеті» и будет представлена на республиканском фестивале педагогических идей уже в этом месяце.
Одним из самых успешных и плодотворных направлений школьного проекта стала научная деятельность ребят -«Отандық өнім — отандық бренд». Первые шаги в инновационном поле уже оформились в создание 3-х собственных продуктов: мороженое из кобыльего молока «балсаумал», «куртжидек» — традиционный кисломолочный продукт с добавками, а также косметическое средство для лица.
Изобретение промышленного назначения
Одиннадцатиклассники Адиль Шабденов и Бауыржан Кабдуллин со своим авторским проектом по производству мороженого стали победителями сразу двух международных конкурсов. Первый проводил SolBridge International School of Business в г.Тэджон Южной Кореи. Тогда среди сотен молодых ученых мира и 15 представителей Казахстана щучинские ребята, защитив свою работу на трех языках, взяли первое место. Второе признание разработки школьников произошло на фестивале-конкурсе «ART-BAYTEREK», который в прошлом году проходил в Париже. А на это торжество юных талантов Адиль и Бауыржан были приглашены после получения Гран-при республиканского конкурса «Атадан-Мұра».
Идея сделать мороженое из кобыльего молока появилась у Адиля. Его родители занимаются животноводством. Глядя на то, что переработка сырья ограничена производством кумыса, пытливый школьник задался вопросом — почему? «Многое изучил и понял: сделать какую-либо продукцию из кобыльего молока очень трудно и затратно. Но при этом я не терял уверенности, что уникальные полезные качества саумала мы обязаны использовать. Так мы с моим другом Бауыржаном решили из природного продукта сделать мороженое. Под руководством нашего учителя биологии Айман Абдрахмановой начали работать над рецептурой», — рассказывает Адиль.
— Несколько месяцев ушло на то, чтобы разработать способ приготовления балсаумала, — продолжает Бауыржан. — Первая попытка сделать мороженое дома провалилась, — сегодня ребята смеются над своим неудачным опытом. — Но потом директор школы договорилась с кокшетауским «Гормолзаводом», нам дали поработать с кое-каким оборудованием и после нескольких попыток мы добились своего.
Изобретение ребят, после презентаций, сразу привлекло внимание крупных компаний по производству продуктов питания. Авторам нового мороженого уже дважды поступали предложения продать интеллектуальные права на продукцию, либо сотрудничать в его изготовлении. Но одиннадцатиклассники твердо решили: бренд «балсаумал» будет только их собственностью. После окончания школы — к этому времени они как раз получат соответствующий патент — они не только продолжат изучение науки в вузах, но и откроют свой бизнес. Как говорят ребята, этот лечебный продукт будет изготавливаться для санаторно-курортных учреждений.
— Благодаря такому удачному опыту, с этого учебного года в школе начали проводить факультативные занятия «Молодой предприниматель», — отмечает Бибигуль Куанышевна. — Отныне, начиная с восьмого класса, наши ученики начнут постигать азы бизнеса и экономики, чтобы, выходя из стен школы, хотя бы у некоторых из них уже были свои бизнес-проекты. Сейчас мы заключаем меморандумы с казахстанскими и зарубежными бизнес-тренерами для проведения мастер-классов. Собираемся приглашать именитых предпринимателей, которые могут и хотят поделиться опытом с подрастающим поколением.
Главное — мотивация
Первый успех двух школьников стал стимулом для других ребят. Ученики потянулись к новым знаниям, к новым высотам. Каждую их инициативу, желание что-то создать поддерживают и директор школы, и весь педагогический коллектив. Вместе они в постоянном поиске идей и открытий. И каждый такой шаг — уникальный, плодотворный, победный.
Семь научных и творческих проектов учеников школы-гимназии №9, к слову, где обучение ведется на казахском языке, стали лучшими по итогам научно-практической конференции юных исследователей, что проходила в Санкт-Петербурге осенью прошлого года. Только призовые места и несколько Гран-при завоевали щучинские ребята, поехав в прошлом ноябре г.Туркестан для участия во 2-м республиканском фестивале духовного возрождения «Алаш үміті», который проводится по программе «Рухани жаңғыру». Среди 1,2 миллиона его участников из разных стран мира победителями стали 19 щучинских школьников.
И проекты, с которыми ребятами представляют наш регион, самые различные. Семиклассница Аруана Жусип изготовила толковый словарь «Елбасы жолдауларындағы қолдамыстар». В своем труде она собрала и проанализировала терминологию Президентских Посланий и стратегических документов, адаптировав ее к изучению школьниками. Аружан Жуманова учится в 10-м классе. Но столь юной девушке после долгого изучения истории казахского права удалось вывести уникальную формулу, по которой можно рассчитать материальный размер ущерба. Ее она описала в проекте «Қазақ халқындағы кұн өлшемі» и предложила местным медиаторам. Гульден Барлыбаева, ученица 11 класса, создала интереснейшую презентацию музейно-мемориального комплекса «АЛЖИР». Мадяир Кабдуллин из 6 класса, младший брат уже знакомого нам Бауыржана, собрал сборник непрописанных законов степи — «Жазылмаған далазаңдары».
— Откуда черпаете вдохновение, идеи для таких разносторонних и весомых проектов?
— Из истории, из жизни, из научных работ казахстанских ученых, — отвечает Баян Ахатаевна. — Например, уже долгое время я изучаю программу «Атамекен», авторство которой принадлежит известному в области образования и воспитания профессору Мухамедрахиму Курсабаеву. Она написана 20 лет назад, но актуальности не теряет. Во многом все школьные проекты состоялись благодаря нашему тесному сотрудничеству с вузами страны и их учеными. Это, например, профессор ЕНУ Галиябану Кертаева, профессор КНПУ имени Абая Бауыржан Сейдахметов, а также многие преподаватели КГУ имени Шокана Уалиханова. Я, как педагог, очень им благодарна, ведь наши ученики почувствовали себя способными, они заинтересованы, увлечены, у них появилась мечта и цель.
Заслуживают пристального внимания и другие направления проекта «Мәңгілік ел — идеясы мектепте». Чтобы выявить способности учеников, среди них проводится интеллектуальная игра «Smart бала». Другой подпроект — «Smart серіктестік» — создан для объединения школьников разных возрастов и учителей-предметников. А необходимо это для их единства, воспитания коллективного духа.
— Не бывает неталантливых детей, есть те, которые не раскрылись или просто не имели возможности проявить себя, — резюмирует Бибигуль Кушекова, во многом благодаря которой и произошли изменения в школьниках. К ее приходу на должность директора лучшие ученики — отличники учебы перевелись в новую школу-лицей №7. Многие сомневались, что после этого школа №9 сможет показать хорошие результаты. Но за дело взялся профессионал, неравнодушный человек, целеустремленная женщина. — Впереди еще много планов, которые мы намерены реализовать для учеников, для этой школы. Конечно, нам нужна поддержка наших инициатив, чтобы и у детей, только начавших, как говорится, была возможность расправлять свои крылья, всесторонне развиваться, стремиться к новым знаниям. А мы им в этом будем помощниками.
Алёна ЕРИНА.
Бурабайский район.
Фото из архива школы.