Страницы истории
Не зная прошлого, невозможно творить будущее и избежать новых ошибок. В нашем регионе так же происходили знаковые исторические события, жили и трудились известные люди. Кого-то из них помнят до сих пор, кто-то забыт за давностью лет, порой и незаслуженно.
В прошлом году исполнилось ровно 120 лет, как осенью 1898 года приняла первых учащихся Боровская двухгодичная низшая лесная школа (нынешний колледж экологии и лесного хозяйства). Хотелось бы вспомнить человека, без которого невозможно представить и республиканскую лесоводческую науку, и тот уровень, которого достиг в свое время Боровской лесной техникум — первого директора этого учебного заведения в статусе техникума Евгения Иосифовича Седлака.
Сегодня это имя знакомо даже не всем сотрудникам колледжа, не говоря уже о студентах, да и почти всех жителях города, хотя жизнь и труд Евгения Иосифовича воистину достойны восхищения и хотя бы элементарного познания. На государственном хранении в архиве Бурабайского района среди прочих документов Боровского лесного (сельскохозяйственного) техникума имеется личное дело Евгения Иосифовича Седлака. Среди рабочих документов, касающихся его работы в техникуме, оно включает главные источники сведений и достопримечательности — рукописные автобиографию и личные листки по учету кадров за 1930 год, благодаря которым имеется возможность максимально подробно ознакомиться с его жизнью.
Евгений Иосифович родился в 1884 году в городе Владимире в семье дворянина родом из Богемии (ныне Чехия), работника образования Иосифа Матвеевича Седлака, который из Владимира перешел преподавателем, а затем стал инспектором учебных заведений в Коломне. В Москве получил два высших образования — агрохимика (в Московском университете) и агронома-лесовода (в сельскохозяйственном институте, ныне Тимирязевская сельскохозяйственная академия). В годы учебы поддался популярным среди студенчества революционным настроениям, за что временно отчислялся из университета, более того, 7 лет не бывал в родном доме из-за идейных разногласий с родителями. В течение 1910 года был заведующим лесной дачей сельхозинститута, после учебы год прослужил в царской армии, сдал экзамен на прапорщика. Через несколько месяцев, после личного прошения, был направлен в станицу Щучинскую на работу в Боровскую двухгодичную лесную школу, с которой и связал всю свою дальнейшую жизнь.
Этому учебному заведению Евгений Иосифович отдал три десятилетия трудовой деятельности. И хотя случалось так, что ему приходилось оказаться далеко от его стен, он всегда возвращался. А отлучки эти были рискованные. Как прапорщик запаса, с самого начала Первой мировой войны он был призван в царскую армию, служил командиром взвода непосредственно на передовой в июле 1914 — феврале 1915 гг., согласно автобиографии, получил за участие в боях три награды (к сожалению, без подробного указания каких). В результате измены отряд в 5000 человек, где служил Седлак, был отрезан от своих и взят в плен. С ними же оказался и контуженный в голову Евгений Иосифович. Ровно три года пробыл в плену в крепости Нейссе в Силезии. Лишь в феврале 1919 года добрался до Омска, получил отпуск, который провел в Боровском лесничестве. Будучи признанным негодным к строевой службе, в августе — октябре 1919 года работал завхозом Омского ветеринарного лазарета в армии Колчака, откуда окончательно вернулся в Боровскую лесную школу, предварительно пройдя через фильтрацию на благонадежность.
После гражданской войны Евгений Иосифович все силы посвятил развитию лесного дела и расширению лесного хозяйства на территории школы. В мае — августе 1920, 1923-1924 гг. был заведующим школой. Полный же перечень его должностей достаточно широк: в лесной школе (техникуме) он с 1928 года заведовал питомником, дендрологическим и плодовым садом, метеостанцией, также преподавал дендрологию, метеорологию, лесные культуры и лесопитомники, возглавлял предметную комиссию по спецдисциплинам, ревизионную комиссию. Помимо этого работал инспектором лесов 3-го ранга Акмолинской губернии по Боровскому району, лесничим учебного лесничества в с. Щучье, помощником лесничего и заведующим Боровским лесничеством. В характеристике от директора БЛТ Золотарёва от 1945 года указывалось, что умелая организация Седлаком учебной работы дала возможность создать учебную базу, которая может служить примером для многих других учебных заведений Советского Союза. О созданных им дендрологическом и плодовом садах и лесопитомнике положительно отзывались видные ученые в области лесоводства и сельского хозяйства. Питомник техникума два года был участником Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Сотни выпускников — учеников Евгения Иосифовича — переносили опыт его работы на разные участки республики (Балхаш, Шортанды, Караганда), годы спустя поддерживали с ним письменную связь, обращаясь за советами в практической деятельности. Таким образом, Евгений Иосифович проявил себя не только как ученый-теоретик, но и организатор-практик.
Приказом Наркомата земледелия КазССР № 939 от 20.05.1939 года за долголетнюю работу, за создание лесопитомника и дендросада, служащих для подготовки кадров лесоводов и агромелиораторов, снабжения колхозов и совхозов посадочным материалом для озеленения, заложения плодово-ягодных и декоративных садов, Евгению Иосифовичу Седлаку была объявлена благодарность. Также было рекомендовано ходатайствовать перед Верховным Советом КазССР о присвоении Седлаку высшей на тот момент награды за труд — звания Героя Труда.
Таков жизненный путь этого трудолюбивого и преданного своему делу человека. Судьба оказалась к нему благосклонна, позволив исполнить свое предназначение и не дав пропасть в трудных ситуациях. Его миновала смерть в боях на передовой, в трехлетнем лагерном плену, советская карательная машина не коснулась его ни за происхождение, ни за службу в армии Колчака. Много значимых и уважаемых людей знает наш край, но далеко не каждый отличился столь насыщенной и плодотворной жизнью.
Виталий КЛЮКИН,
архивист КГУ «Государственный архив Бурабайского района».